Падение внутреннего рынка неминуемо приводит к поиску основополагающих вопросов экономики Испании. За последние 2-3 года экспорт крупнейших испанских предприятий увеличился на 25%. Количество испанских фирм, продающих свою продукцию по всему миру, выросло вдвое.
Оптимизировать экспортный потенциал компаний — главная задача любого правительства в Испании, которое придёт к власти после выборов.
В чём причина такой постановки задач? Основной аргумент здесь — структурная платформа (инфраструктура внешней торговли Испании), значительно более прочная, чем у предприятий внутреннего рынка. Если проанализировать последние 10-15 лет состояние испанской экономики, то мы увидим, что как только на 10-12% падает внутренний рынок, приблизительно на 33% тут же вырастает экспорт страны.
Следует обратить внимание на то, что испанские экономисты, специализирующиеся на анализе мирового рынка, отмечают, что наблюдается высокая гибкость взаимоотношений Испания-ЕС. Испания может направлять в страны Евросоюза столько своей продукции, сколько может произвести «в данном месте в данное время». Сейчас страна экспортирует в ЕС 52.7% от общего объёма своего экспорта (для сравнения, в 2000 году эта доля составляла 73.1%).
Аналитики Международного Валютного Фонда (МВФ) во главе с Х. Салас подготовили документ, где отмечают, что такая «гибкость» достигается за счёт множественных уступок Испании со стороны ЕС. Конкурентных преимуществ у Испании чрезвычайно мало, её возможности в этом плане ограничены и в рейтинге конкурентоспособных стран — членов ЕС — Испания стремительно приближается к Греции — одному из лидеров конца списка.
Среди главных конкурентных преимуществ Испании (это её роднит с Россией) — относительно низкие зарплаты по сравнению со средними по ЕС, и то, что после трудовой реформы 2012 года, произведённой для того чтобы иметь возможность резко «прогнуть» рынок труда. Это привело Испанию в разряд стран, где фонды заработной платы повсеместно урезаются, а в стране наметилась тенденция к сокращению зарплат.
По мнению целого ряда крупных авторитетов, в частности, главы Клуба экспортёров и инвесторов Испании Антонио Бонета, такое положение не может быть «долгоиграющим» и в конечном счёте оно приведёт к тому, что страна потеряет и это своё конкурентное преимущество.
Руководитель компании ACE International Consultants говорит, что в эпоху, когда Lehman Brothers обанкротился и привёл в действие маховик мирового финансово-долгового кризиса, потребность Испании во внешнем финансировании составляла всего-навсего 10% ВВП. Сейчас необходимость получения финансирования извне достигла 30-35%.
За счёт неимоверных усилий, в основном за счёт повышения производительности труда, повышения заработной платы, серьёзных социальных издержек и создания благоприятных условий для инвесторов, Испания достигла профицита бюджета +2.3% в 2016 году. Но в настоящее время профицит бюджета «просел» до +0.7%.
В Испанских СМИ накануне выборов появился целый ряд статей из жанра horror. В частности, директор CaixaBank Дж. Сингл в своём экономическом обзоре «Тени прошлого» пишет: «Наступают холодные времена в жаркой Испании».
В заключение хочется сказать, что для открытия новой страницы в новейшей истории экспорта Испании необходимо учитывать несколько обстоятельств: первое, и самое главное — следует отметить ряд неопределённостей на внешних рынках (волатильность цен на нефть, переход китайской экономики на модель роста на базе вложений в потребление), второе — отсутствие серьёзных и надёжных прогнозов на конец торговых войн, ведущихся между США и Европой, проблемы Брексита и Каталонии — два имманентных для экономики Испании внешних фактора, определяющих экспортный профиль испанской экономики.