Зло лечит зло? Размышления об «Эфире» Кшиштофа Занусси

Одно из последних творений Кшиштофа Занусси под названием «Эфир» вошло в рестроспективу из его 11 картин, открывшуюся на днях в Москве. Переосмысление мифа о Докторе Фаусте (реально существовавшем в XV-XVI годах в Германии чернокнижнике), предложенное выдающимся польским режиссером и сценаристом, предлагает зрителю бросить новый взгляд на природу зла, эксперименты над людьми, стремление к безграничной власти над ними и на Первую мировую войну как историческое явление, заложившее основы современного миропорядка.

Обращение к мифу о продаже души дьяволу не ново. Вспомним в литературе «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте и «Доктора Фаустуса» Томаса Манна, в музыке — оперу «Фауст» Шарля Гуно. В той или иной мере к этому образу обращались великие русские писатели: Пушкин, Тургенев, Брюсов и Булгаков. И каждый делал это не так, как предшественники, акцентируя внимание на наиболее ярких грехах современной ему действительности (ведь именно грешники, отступившие от Бога, привлекают дьявола и позволяют ему покуситься на бессмертную душу человека).

Кшиштоф Занусси сделал акцент на применении достижений науки ради получения абсолютной власти над людьми. Немного зелья — эфира — и с человеком можно сделать всё, что угодно: разбудить в нём зверя, убить, добиться от него любой информации и внушить ему любую идею. Если в руках есть эфир, и нет преград в его применении — власть над людьми гарантирована, не так ли? А если Бога нет, то можно всё — неверие даёт карт-бланш.

Современное неверие и стало импульсом, побудившим к обращению к Фаусту: «Этот миф сегодня трудно рассказать, потому что люди не верят в существование души», пояснил Занусси в интервью Известиям.

Тема этичности научных исследований, затрагиваемая режиссером, сейчас более чем актуальна. Она обсуждается с новой силой в связи с появлением нового активного игрока на этом пространстве — Китая. Опыты китайских учёных с геномом человека, подстёгиваемые материальной заинтересованностью и отсутствием строгих ограничений со стороны правительства, в последнее время шокировали научное сообщество во всём мире. Только вмешательство крупнейших учёных и правительств выставляет препоны на пути этой новой опасности.

В Первую мировую войну в Европе такое понимание в обществе было, были и механизмы сдерживания. Государства официально не давали денег на такие исследования, не потворствовали им, но во время войны ради достижения её целей некоторые его представители могли закрывать глаза на бесчеловечные опыты. Итог очевиден — в 1915 году немцы впервые применили химическое оружие против противника. Слишком велик был соблазн, слишком просто достигалась цель. Мы все знаем, что было потом, во времена Второй мировой, когда джинна уже выпустили из бутылки.

Но это контекст, а сюжет в целом повторяет «Фауста»: доктор, которого блестяще сыграл Яцек Понедзялек, соблазняет молодую девушку, умертвив её при этом эфиром, и попадает на висельницу. Перед страхом смерти он продает душу дьяволу за свободу, возможность проводить опыты и получением власти над людьми («хотя бы одним» из них). Далее следует прощение российского императора и смена юрисдикции на австрийскую, в рамках которой доктор безудержно экспериментирует (единственная его слабость — реинкарнация возлюбленной, которой он стремится помочь). Но время экспериментов истекает, контракт разрывается и герой снова попадает на висельницу, уже как шпион, при этом его душа избегает дьявольских лап — верная Маргарита отмаливает душу грешника.

Качество фильма «Эфир», как и можно было предположить, на высоте. Он непременно займёт своё место в мировом кинематографе, и уже начал принимать награды, в частности, получил польскую кинопремию «Орлы» в номинации «Лучшая сценография».

Вот только при просмотре этого кино возникает один вопрос: не слишком ли там много дьявола, и почему в нём нет Бога и его церкви (присутствующий в кадре единственный порочный священник оказывается самозванцем)? Натурализм и боль, которая пронизывает Вас на протяжении всего фильма, не компенсируется ни одним кадром, дающим облегчение или вселяющим надежду.

Среди экспериментов доктора есть один эпизод: он пытается лечить сумасшедших заражением их сифилисом («который мы уже умеем лечить»), приговаривая, что зло способно в ряде случаев побороть зло. Эта фраза, вложенная в уста «Доктора Фауста», не удивляет и воспринимается как очередное заблуждение. Но почему Кшишитоф Занусси — верующий католик — борется злом со злом, и не привлекает на помощь Бога  — остаётся загадкой.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку