Музыка

Живая биография Шаляпина: празднуем день рождения 145 лет

Dom Shalyapina

В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где певец и его семья жили с 1910 года, широко отметили 145-летие со дня рождения великого русского самородка. В день памяти Фёдора Ивановича его многочисленные поклонники  под руководством Российского Национального Музея Музыки возложили цветы на могилу певца на Новодевичьем кладбище и посетили обновившуюся экспозицию его дома-музея, а профессионалы напомнили о нём лекциями и песнями.

Пользуясь случаем, культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к одному из главных специалистов страны по творчеству великого русского певца – Екатерине Леонидовне Селезнёвой, научному сотруднику Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина. Она оживила память наших читателей рассказом о том, как Ф.И. Шаляпин отмечал свой день рождения, или, возможно, для него это были именины?

«У Шаляпина именины были восьмого февраля, это – другая история. – рассказала нам Екатерина Леонидовна. – Фёдор – одно из ближайших имён к его дню рождения, выбранное по святцам. Дни рождения он когда-то отмечал, когда-то нет, это зависело от его графика. Шаляпин много ездил, у него бывали длительные турнэ по России и за границей.

Шаляпин в 1916 г.(с автографом Н.Телешову)Снимок к концерту 6 декабря.
Шаляпин в 1916 г. (с автографом Н.Телешову). Снимок к концерту 6 декабря.

Но Федор Иванович очень любил праздники. Конечно, после успешного спектакля ему требовалась разрядка, как всякому артисту. Поэтому он просто собирал друзей, они куда-нибудь уезжали посидеть и погулять. Поводом к празднику был удачный спектакль, а иногда и просто хорошее настроение. Кроме того, два верных друга Фёдора Ивановича, с которыми он познакомился у С. Мамонтова – художники Константин Коровин и Валентин Серов, были, как и он сам, заядлыми рыбаками. Время от времени они куда-то отправлялись на рыбную ловлю с приготовлением ухи…

Шаляпин любил московские рестораны, например, Яр, у него была компания верных друзей, в числе которых и Максим Горький, и Гиляровский, и Рахманинов, с которыми он отмечал праздники».

К 145 дню рождения именинника музей получил подарок – конверт ценных фотографий, пополнивших его коллекцию. «Одна из них была сделана 15 февраля 1928 года в Нью-Йорке после концерта, который с огромным успехом прошел в Карнеги-Холле. Этот день рождения устроила Шаляпину его вторая жена Мария Валентиновна Петцольд. Они совсем недавно расписались, потому что Иола – первая жена Шаляпина – дала ему развод только в 1927 году. Мария Валентиновна тогда приехала на пароходе и преподнесла сюрприз. Вы знаете, что на Западе принято устраивать тайные подготовки дня рождения, чтобы новорожденный об этом не догадывался, и звать его уже на готовое торжество с приглашенными гостями», – рассказала Е.Л. Селезнёва.

Директор Российского Национального Музея Музыки Михаил Аркадьевич Брызгалов
Директор Российского Национального Музея Музыки Михаил Аркадьевич Брызгалов

Несмотря на мировую славу юбиляра, музейное наследие великого русского певца сохранилось только в России – преданные почитатели всегда только на родине. Дом и дача Шаляпина за границей были проданы, разве что на доме есть табличка о том, что здесь жил Шаляпин. Зато российские музеи: московский и питерский дома, отчий дом в Казани, дача певца в Кисловодске – активно общаются между собой.

К тому же, музей Шаляпина сегодня – это живой организм, поддерживающий связь с потомками: «Мы сейчас устанавливаем контакты с правнуками Фёдора Ивановича, они разъехались по всему миру.

Конечно, дочки и сыночки Шаляпина уже не живы. У нас есть трое московских детей Шаляпина, похороненных в Москве: старшая Ирина Фёдоровна, первенец Игорь Фёдорович и Татьяна Фёдоровна. Так получилось, что Татьяна Фёдоровна похоронена в Москве. Она приехала сюда в музей на очередную памятную дату, в Москве у неё обострилось воспаление лёгких, и она умерла здесь и была похоронена», – рассказала нам Екатерина Леонидовна.

Внимание к певцу, ушедшему из этого мира в далёком 1938 году, по сей день велико и в профессиональной среде. Шаляпин с его гениальными находками вокального мастерства, виртуозной техникой исполнения ещё при жизни становился примером для подражания в России и за рубежом. Но Екатерина Леонидовна убеждена, что и сейчас, и прежде подражать Шаляпину лишено смысла: «Есть такие творческие личности, которым подражать невозможно. Можно пытаться что-то перенять в их творческом методе, что, безусловно, происходило с Шаляпиным.

Ф.И.Шаляпин, 1910-ые годы
Ф.И.Шаляпин, 1910-ые годы

Я хотела бы рассказать один случай из последних лет жизни певца. Это было в 1935 году, когда миланская Ла Скала решила возобновить Бориса Годунова. Шаляпин уже очень неважно себя чувствовал, но ещё не очень понимал, что с ним происходит и дал согласие. Потом он выступил с Борисом Годуновым в Софии, попробовал себя в Варшаве и в концертном исполнении пел царя Бориса. Но затем, поскольку он был к себе очень требователен, певец отказался от миланских гастролей.

Конечно, миланскому театру было жаль отменять назначенный спектакль и он попытался найти замену Шаляпину, тем более, что некоторые критики считали, что Фёдор Иванович не поёт, а местами декламирует в партии царя, поэтому в партии нет ничего сложного. Найденный певец выступил в таком роде, и это выступление оказалось последним – театр понял, что так не годится. Потом был приглашен другой, и тоже была неудача. Конечно, у Шаляпина нет специальной декламации, но он умудряется пропеть слог так, чтобы, не выходя из общего музыкального ритма, голос звучал более или менее протяжно.

Технический арсенал певца – это лишь подспорье к лепке образа. Ключ к разгадке образа Шаляпина – это то, как он искал эмоцию и находил её. Именно на эмоции он выстраивал музыкальную часть. Потому что музыка – это не просто ноты».

Наверное, отсюда проистекает то, что и юбилей Фёдора Ивановича Шаляпина – не просто юбилей, а живое общение и эмоция, которая легла в основу памяти о великом русском певце и пережила его как минимум на 90 лет.