Женщины на службе дипломатии

Захоронение герцогинь Бирон

Продолжая тему женщин в мировой политике, нельзя обойти вниманием чудесную пару сестёр — Вильгельмину и Доротею, герцогинь Курляндских. Почему эти два имени — знаковые сокровищницы европейской дипломатии? У всех на слуху знаменитый Венский Конгресс, ставший ключевой фазой в мироустройстве. В результате этого крупнейшего политического действа, Европа обрела нынешние очертания и равновесие сил. Установленное тогда, оно в целом сохраняется и по сей день.

Напомню, что Венский Конгресс закрепил расстановку сил в результате падения империи Наполеона и торжества союза 5 государств: России, Великобритании, Австрии, Германии и Франции.

На Венском Конгрессе не было одного только «дирижера» — их было два. По-прежнему несменяемый Талейран-Перигор и канцлер Австрии Меттерних. Волею судеб, две родные сестры — Вильгельмина и Доротея, служили верой и правдой этим двум наставникам и двум духовным покровителям. Вильгельмина — Меттерниху, Доротея — Талейрану.

Доротея фон Бирон, в замужестве герцогиня де Талейран - жена племянника Великого Хромого
Доротея фон Бирон, в замужестве герцогиня де Талейран — жена племянника Великого Хромого

Доротея, младшая дочь герцогини Курляндской и внучка знаменитого Бирона, сыгравшего столь значительную роль в российской истории, была младше своего покровителя на 39 лет. Но это не мешало ей быть не только музой великого дипломата, но и вдохновителем его побед.

Если учесть, что Талейран был представителем побеждённой страны, то тем удивительнее, что этот человек играл такую важную роль на столь значительном политическом форуме, причём благодаря своим собственным профессиональным качествам.

Надо сказать несколько слов о «побеждённой Франции». Талейран, в очередной раз представляя правительство своей страны, как он это неоднократно делал и при Наполеона, сделал это блестяще и при Реставрации, в условиях правления Людовика XVIII.

Напомню, что его блестящая дипломатическая деятельность сыграла весомую роль ещё при подписании Парижского мирного договора, закрепившего конец империи Бонапарта и новый передел Европы. Сейчас, в условиях Венского Конгресса, Талейран ведёт настолько ажурную дипломатическую работу, что практически сохраняет все те позиции, которые были закреплены в предыдущем трактате.

Специалистами по истории дипломатии единодушно отмечается его блестящая работа как мастера закулис и переговоров «в коридорах».

Его главным оппонентом были страны-победители. Это, прежде всего, Россия, Австрия, Англия и Пруссия, но не Саксония. Как раз тема Саксонии является ключевой на Венском Конгрессе. Все страны-победители единодушно договорились «покарать» гордую Саксонию за её непоколебимый союз с «узурпатором». Если бы это было реализовано, она была бы поделена на несколько частей, и Великое Герцогство Саксонское перестало бы существовать как самостоятельное государственное образование в Европе.

Вильгельмина (Екатерина) фон Бирон, герцогиня Саган
Вильгельмина (Екатерина) фон Бирон, герцогиня Саган

Но не тут-то было! На защиту бывшего союзника бывшей империи встаёт бывший министр иностранных дел Бонапарта, а ныне министр иностранных дел Французской империи, возглавляемой Людовиком XVIII — Талейран-Перигор. Ему не только удаётся «защитить» Саксонию, но и приумножить и укрепить позиции Франции, несмотря на слабые стороны побеждённой стороны.

Если посмотреть на карту передела Европы, сформированную после Венского Конгресса, то мы увидим, что не только сама Франция, но и её союзники укрепили свои позиции.

В частности, Франция приумножила своё влияние в Италии, закрепила его в Голландском союзе, куда кроме Голландии вошла и Бельгия, образовалось самостоятельное государство Швейцария, где влияние Франции также было определяющим. Список можно продолжить.

Вы спросите: «А причём здесь герцогини Вильгельмина и Доротея?». А дело в том, что противоборствующие стороны на Венском Конгрессе — Меттерних и Талейран — вели переговоры в основном не за столом дискуссий, а посредством доверительного диалога двух сестёр, которые благодаря своему искусству, уму, чувству меры и чувству такта достигли практически недостижимых высот: полного взаимопонимания и отсутствия лобовых столкновений и жарких дискуссий во время многомесячного политического спектакля.

Именно благодаря этим двум герцогиням, их уму и изяществу, присущему только женщинам в дипломатии, Конгресс превратился из политического форума в нескончаемую череду балов, спектаклей, роскошных обедов, фейерверков и многотысячных маскарадов. Бюджет Венского Конгресса для стран-участников составлял сумму, сопоставимую с контрибуцией, которую должны были выплатить «побеждённые» страны.

Видимо, талант политического манёвра и искусство дипломатии, помноженные на изысканные манеры и безбрежную фантазию, и при добавлении красоты и обаяния сестёр, привели к тому, что Европа до сих пор чтит их имена, как и имена их покровителей: Талейрана и Меттерниха.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку