Мир

Заветы английского фантаста для сегодняшней Испании

Однажды в аэропорту Шереметьево я беседовал с Фернандо Клаудином – известным диссидентом, который вместе с будущим министром культуры Испании Хорхе Семпруном был изгнан из компартии. Оба – выдающиеся интеллектуалы – явно не вписывались в партийную дисциплинарную проекцию – уж больно они имели своё особое мнение, поэтому пострадали в результате чисток, направленных на подготовку компартии к началу испанского транзита, а затем стали в стране легендарными личностями. Им, в частности, приписывается первый проект демократического устройства Испании.

Для меня та беседа запомнилась тем, что этот образованный масштабный человек (хотя очень небольшого роста), но с огромным кругозором и глубокой любовью к своей стране говорил о том, как был прав англичанин Герберт Уэллс, рассказывая о будущем человеческой цивилизации.

Я его тогда спросил: “А где место и роль Испании в этом фантастическом представлении, которое описывал англичанин в романе “Машина времени”?”. Напомню, что роман посвящён человеческой цивилизации IX тысячелетии после Р.Х., где мир поделён на две части: в одном живут элои – высокие голубоглазые блондины, пользующиеся всеми благами цивилизации (греются на солнце и ведут праздный образ жизни), в другом – морлоки – обезьяноподобные существа, потерявшие остатки человеческих чувств. Последние слепы, но обладают сильным обонянием и слухом, и живут на глубине, вылезая на поверхность Земли ночью, чтобы схватить праздных элоев и напиться их кровью.

Герберт Уэллс – выдающийся фантаст, признанный Британской Академией Наук выдающимся прорицателем, приезжал в 1920-е годы для общения с академиком И. Павловым, чтобы обменяться с ним мнениями о будущности цивилизации. Результатом этих бесед с Нобелевским лауреатом, первооткрывателем условного и безусловного рефлекса (Уэллс был продвинутым специалистом в сфере физиологии и биологии, по этим дисциплинам он закончил Лондонский университет) стало произведение “Россия во мгле”, где дана нелестная оценка не только Советской России, но и будущим тоталитарным режимам. В тот период набирала силу фашистская Италия, зарождался нацизм в Германии и Англии.

“Россия во мгле” до сих пор считается классическим трудом по России для дипломатических кругов Англии. Можете себе представить, как светочи английской дипломатии и Запада вообще судят о нашей стране, если эта тоненькая книжечка – основополагающий фундаментальный труд, approach к отношению к российской цивилизации.

Однако вернёмся к теме моей беседы с Фернандо Клаудином. Испанский мыслитель был прав в том отношении, что Испания занимает особое место в западной цивилизации и цивилизации вообще.

Великий Жан-Жак Руссо давал отрицательную оценку гипотезе о влиянии научно-технического прогресса на социальную и нравственную сферы, а у Уэллса был свой взгляд на эту проблему. Его произведения “Машина Времени”, “Человек-невидимка”, “Борьба миров”, “Остров доктора Моро”, “Игрок в крокет”, “Белпингтон из Блепа” и другие отражают позицию великого британца относительно перспективы научно-технического прогресса в отношении социально-экономического развития общества.

По сути дела, Жан-Жак Руссо, Герберт Уэллс, Фернандо Клаудин, да, я бы сказал, и сегодняшний “Давос” – это звенья одной цепи, так как даже сегодняшний Всемирно-экономический форум с его климатической повесткой дня – это отрицание однозначной позитивной оптимистической гипотезы в отношении поставленной проблемы.

Сегодняшняя Испания стоит перед выбором: прогресс ради прогресса, или всё же прогресс ради человека, его процветания. Не получится ли, как это было в романе “Машина времени”, когда мир скатывается к бездействию из-за отсутствия положительного эффекта от научно-технического прогресса?

Мир, который описывает в романе Герберт Уэллс – это мир без социальных проблем: там нет безработицы, необходимости в росте ВВП на душу населения, нет социальных проблем вообще. Но при этом человеческий разум погиб.

Вот какой интересный разговор у меня был с Фернандо Клаудином. Он мне тогда сказал: “А ведь прав был Герберт Уэллс, который предрёк гибель цивилизации от энтропии (внутренней неупорядоченности – прим. ред.)!”.

Беседа состоялась в тот же год, когда впервые на экране, в закрытом режиме, появился фильм “Покаяние” Абуладзе, рассказывающий о крахе тоталитарного режима на примере Грузии времён Берии. Кажется, это был 1988 год. Однако я вижу пророческие черты в той самой беседе, в которой указывалось на неупорядоченность и отсутствие программы, а, самое главное – режима активности в социальной сфере. Откровенно говоря, я боюсь, как бы действия нынешнего правительства Испании не привели к той самой энтропии, которая описывается в нетленном романе Герберта Уэллса “Машина времени”. Этого боялся и мой собеседник – Фернандо Клаудин.

В заключение хочется сказать: судя по реакции прессы (прежде всего, “большой семёрки” основных СМИ), такое опасение есть и у общества, причём независимо от политической ориентации. От того, как в ближайшие 100 дней решится вопрос в социально-экономической сфере, зависит будущее сегодняшнего правительства Испании – правительства “Новых Левых”.

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News