Музыка

Завершена реставрация уникальной скрипки из Госколлекции

Museo del Violino, Piazza Marconi

11 июля в «Музее скрипки» в итальянском городе Кремона состоится презентация отреставрированной скрипки мастера Санто Серафина из Госколлекции уникальных музыкальных инструментов России. Инструмент будет представлен гостям, а также прозвучит в концерте, приуроченному к мероприятию.

Инструмент венецианского скрипичного мастера С. Серафина (Santo Serafin) был создан в Италии 268 лет назад – в 1749 году. Отправка этой редкой коллекционной скрипки на реставрацию к кремонским мастерам состоялась по инициативе В. Путина. В настоящее время итальянские мастера также восстанавливают другой шедевр из Госколлекции России – виолончель П. Гварнери XVIII столетия.

Инструменты первый раз были отправлены за границу на реставрацию, для которой были выбраны лучшие мастера кремонской скрипичной школы. После завершения работ скрипки Серафина и виолончель Гварнери будут представлены в экспозиции Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. Глинки, в составе которого в настоящий момент существует Государственная коллекция музыкальных инструментов.

Важно отметить, что коллекция поддерживается в игровом состоянии. В частности, на скрипке Санто Серафина в разные годы выступали Д. Цыганов, А. Корсаков, С. Безродный и О. Каган.

Санто Серафин (ок. 1669-99 – 1748, Венеция) – один из крупнейших представителей венецианской скрипичной школы. Работы Серафина, наиболее ранняя из которых датируется 1725 годом, представляли синтез достижений Амати и Якоба Штайнера – первого австрийского мастера, прошедшего обучение в Кремоне. Инструменты Серафина характеризуются детальной проработкой корпуса, качественным лаком, сильным и богатым звучанием. Изготовленные в малом числе инструменты мастера ценятся также высоко, как шедевры Амати и Страдивари.

Уникальная коллекция

История создания Госколлекции уникальных музыкальных инструментов начинает свой отсчет с 1878 года и в своем зарождении тесно связана с именем мецената Константина Третьякова, однофамильца основателя картинной галереи. Собранные им около 30 инструментов Страдивари, Амати и Гварнери были переданы для использования молодым талантливым музыкантам Московской консерватории через профессора, скрипача и дирижера И. Гржимали.

Официальное создание государственного фонда музыкальных инструментов было инициировано виолончелистом и солистом оркестра Большого театра Виктором Кубацким. Идея создания фонда была поддержана директором Большого театра Е. Малиновской и передана в виде записки Народному комиссару по просвещению А. Луначарскому. В ноябре 1919 года был создан Комитет по охране Государственной музыкально-инструментальной коллекции.

В годы Великой Отечественной войны уникальные инструменты были эвакуированы на Урал, благодаря чему коллекцию удалось полностью сохранить.

В настоящее время собрание насчитывает около 300 инструментов, созданных в XVI-XX века выдающимися мастерами. Госколлекция является самым крупным собранием европейских смычковых инструментов в мире. Инструменты регулярно экспонируются во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. Глинки, звучат в концертах и используются в студийных записях.

Источники: http://glinka.museum