Театр

Юрий Соломин стал режиссером с подачи Акиры Куросавы

Когда-то давно молодой и знаменитый актёр Юрий Мефодьевич Соломин и думать не хотел о режиссерской деятельности. Зачем, если за плечами звёздные роли в “Адъютанте Его Превосходительства” и “Дерсу Узала”, известные на весь мир и обеспечивающие стабильное место в профессии? Разве есть границы в творческом выражении актёра? 

Но когда ему предложили взяться за режиссерские проекты, то убедительным аргументом просящих стало интервью японского режиссера Акиры Куросавы, где содержалось убеждение признанного мастера в режиссерском таланте актёра. И Юрий Соломин решил попробовать, и стал режиссером 18 фильмов, а в дальнейшем  – успешным (и пожизненным) худруком Малого театра России.

Об этом и многом другом с нежностью и благодарностью вспоминал Юрий Мефодиевич, открывая выставку, посвящённую Акире Куросаве в Новом Щепкинском фойе Малого театра. Минуло много лет с тех пор, как он был приглашён на роль Арсеньева в “Дерсу Узала”, но нежность, уважение и благодарность к режиссеру, переросшие в крепкую многолетнюю дружбу, побуждают Соломина заботиться о памяти Акиры Куросавы, уже ушедшего и покрываемого цветами забвения.

Михаил Ножкин и Андрес Ландабасо Ангуло на открытии выставки Акиры Куросавы в Малом театре

Акира Куросава снял всего тридцать фильмов, и ушёл из полной тягот творческой жизни в 1998 году. Среди его работ – “Гений дзюдо” и “Расёмон”, являющиеся энциклопедией традиционной самурайской Японии, и “Идиот” и “Жить” – кинематографическое выражение любви и почтения к русской культуре, к Достоевскому и Толстому в частности.

Конечно, личность героя временной экспозиции – это одно из проявлений дружбы между Россией и Японией, поэтому мероприятие приурочено к перекрёстному 2018-2019 году Японии и России. Но Куросава выходит за национальные пределы. Во-первых, его работы были приняты во всём мире, и обеспечили японскому кинематографу как явлению признание в мировой профессиональной и зрительской среде. Во-вторых, поднятые режиссером десятилетия назад глубокие вопросы бытия сегодня только начинают осознаваться обществом как насущные (например, необходимость сохранять экологию и хранить традиционный уклад уже входят в конкретные проекты развития регионов).

На выставке “Император японского кино”, в силу её камерности сфокусированной на съёмках фильма “Дерсу Узала”, можно познакомиться с редкими архивными фотографиями Акиры Куросавы и кадрами из фильма, с рисунками и картинами режиссера. В числе последних – “Зелёный тигр” из личного архива Юрия Мефодьевича Соломина. Картина стала подарком режиссера ко дню рождения Соломина и свидетельством сердечной дружбы – той, которая, в свою очередь, и вдохновила нынешнюю выставку.