Юлия Емельянова: мы ожидаем господдержки в ближайшее время

Тема устойчивого развития пришла в Россию, и она неминуемо повлечёт за собой изменения в экономической жизни страны. В течение года правительство планирует обнародовать свой план устойчивого развития, которому предстоит следовать бизнесу и который будет ощущаться на всех уровнях жизни общества.

До этого момента не всем читателям «Э-Вести» будет ясно, к чему готовиться и как воспринимать эти перемены. Поэтому мы частично приоткрываем завесу тайны и просим нашего эксперта — Юлию Емельянову – партнера Группы компаний «Нексиа Пачоли», руководителя направления устойчивого развития и нефинансовой отчетности – поделиться имеющимися сведениями. Мы уверены, что её интервью будет интересно всем нашим читателям.

ЭВ: В сфере устойчивого развития есть разные уровни принятия решений: международный, на который мы все должны ориентироваться в условиях глобальной конкуренции, государственный, корпоративный и уровень сотрудников. Как Вы, представитель бизнеса, себя ощущаете перед лицом этих вызовов?

Юлия Емельянова: Мне кажется, что самое главное – это соблюсти баланс интересов бизнеса и общества, человечества, общечеловеческих ценностей. Повестка устойчивого развития перестала быть оторванной от бизнеса. Компании сегодня не просто делают добрые дела, не просто занимаются благотворительностью или красивыми проектами, они это делают для того чтобы обеспечить устойчивость своего бизнеса.

Потому что если в городах не останется молодёжи, если в них не будут приезжать люди, которые будут работать, если компания не будет заниматься цифровизацией и поддерживать новые технологии, то не будет и развития её бизнеса. Это абсолютно совпадает с международной повесткой.

Если раньше устойчивое развитие было само по себе, а бизнес – сам по себе, иногда это были даже несколько конфликтующие стороны, то сейчас ситуация в корне переменилась. Последние пару лет это доказывают.

Правда, системно вопросами  устойчивого развития сегодня занимаются несколько десятков крупных российских компаний. Средний и малый бизнес за редким исключением практически не охвачен этим движением.

ЭВ: Но есть государство, которое проводит свою политику устойчивого развития, а есть бизнес. Сейчас государство готовит план устойчивого развития и в 2020 году собирается представить свой первый добровольный доклад о достижении Россией ЦУР.

Юлия Емельянова: По поводу государства… Если ещё пять лет назад ещё никто с высоких трибун даже не произносил слов об устойчивом развитии, то два года назад В.В. Путин эти слова произнёс. Мне кажется, что на правительственном уровне  начали понимать значимость этого движения и этой повестки. Недаром был дан старт национальным проектам, и пусть их сценарии лишь частично пересекаются с целями устойчивого развития ООН, но хотя бы предполагают конкретные измеримые результаты.

ЭВ: Как сегодня в России бизнес взаимодействует с государством по вопросам устойчивого развития?

Юлия Емельянова: Бизнес поддерживает государственную политику и занимается устойчивым развитием. И государство поддерживает бизнес в этом направлении, но поддерживает идеологически. Пока никаких специальных законодательных инициатив по этому поводу нет, но мы присоединились к Парижскому соглашению и государство будет вынуждено делать определённые шаги в этом направлении.

Россия ратифицировала Парижское соглашение, и теперь до конца 2019 года должен быть разработан проект программы развития, к этой программе будут программные документы. Те компании, которые имеют к этому отношение, которые ведут ответственную политику в части экологии, смогут получить поддержку уже в ближайшее время, мы все этого ожидаем.

ЭВ: У меня в голове рождается параллель с аналогичной программой цифровизации экономики. Сначала этим также занялся бизнес, он разработал свои цифровые решения и программы (тот же Сбербанк), но потом государство издало свой план цифровизации, который не всегда совпадал с тем, что делал бизнес. Да, какие-то компании получили варианты поддержки, но в рамках совпадения с концепцией государства. Остальным пришлось менять свои программы, чтобы вписаться в курс государства. С вами ведутся консультации уже на этом этапе, чтобы не попасть в ситуацию расхождения с программой правительства?

Юлия Емельянова: Я думаю, что должны быть переговоры бизнеса и власти, и сегодня власть всё-таки к бизнесу обращается. Я являюсь членом межведомственной рабочей группы Минэкономразвития по подготовке плана развития по нефинансовой отчётности, и могу сказать, что бизнес спрашивают. Наверное, не всегда к нему прислушиваются – и это нормально.

ЭВ: Вы готовы изменить программу устойчивого развития, чтобы вписаться в госпрограмму?

Юлия Емельянова: Смотря какие изменения потребуются, насколько они будут принципиальны.

ЭВ: Бизнес имеет право голоса и, более того, право быть сотворцом экономической ситуации. На наш взгляд, это должна быть триединая композиция, а не дирижёр-оркестр. Вы оптимист или пессимист в плане того, что когда-то будет создана трёхсторонняя комиссия как во всех цивилизованных странах, где будет социальное представительство при принятии решений, при привлечении, например, профсоюзов?

Юлия Емельянова: Я – оптимист. Я считаю, что этот триалог должен состояться. Единственное, говорить о том, что это может произойти в ближайшее время, я бы не стала.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку