Культура

Юбилей человека, который мог сказать детям то, чего не мог сказать взрослым

Сент-Экзюпери

29 июня отмечался юбилей выдающегося писателя, мыслителя, гуманиста, аристократа и лётчика. В этот день исполнилось бы 120 лет маркизу Антуану де Сент-Экзюпери. Фигура этого писателя овеяна ореолом славы, окутана таинственностью и необыкновенным обаянием как человека, так и мужественной личности.

Нам в детстве всегда рисовали картину вождя – Ленина, сидящего в позе скромного слушателя на кожаном диване, со скрещенными на коленях руками, в его неизменной “тройке”. Он сидел, высоко закинув подбородок, закрыв глаза, слушая изысканное исполнение Исайей Дубровейном его якобы любимой “Лунной сонаты” Бетховена. И нам всегда говорили: “Вождь любит искусство, любит музыку, любит всё высокое, духовное и глубоко проникновенное.

Я полагаю, что так на самом деле и было. Но Ленин как никто из “вождей” был последовательным богоборцем. Именно он заложил в основу нового государства идею выкорчевать всё старое, “не потребное для пролетариата”. Его последователи уже не были столь тверды в своей богоборческой деятельности. Я полагаю, что Сталин, например, был агностиком.

Достаточно сказать о том, что в 1943 году, когда война приобрела характер Отечественной (сентябрь-октябрь), произошло явное сближение с руководством Русской Православной Церкви (РПЦ). Сначала это была встреча со знаменитой “тройкой” во главе с Патриархом Сергием, а затем, весной 1945 года, вождь тет-а-тет встретился с новым Патриархом Алексием I.

Патриарх Алексий I в бытность архимандритом
Патриарх Алексий I в бытность архимандритом

О чём говорили два руководителя – до сих пор не известно. Но ясно, что отношения советского руководства к РПЦ были кардинально изменены в пользу либерализации положения в церкви. Стали открываться храмы, получать свободу священники, началась храмовая деятельность.

Но не будем забывать, что безвременно закончили свои дни 98% иерархов Русской Православной Церкви. Это наложило отпечаток на весь облик советской страны и всю духовную жизнь на просторах того, что мы понимаем под СССР – огромного евроазиатского материка.

Страна, где жил и творил Антуан де Сент-Экзюпери – совсем другая страна. Там такое произведение, как “Маленький принц” могло получить хождение и популярность, какую, вероятно, ни одно подобное детское произведение. Оно не имело бы такой счастливой судьбы в СССР. Это грустно.

Ведь посудите сами: “Маленький принц” – это произведение глубоко философское, глубоко гуманистическое. Оно написано вполне взрослым языком, но тем, который читается как детьми, так и взрослыми с огромным удовольствием и благодарностью за то, что такие глубокие ёмкие мысли выражены в простых, доступных и человеческих формулах.

Уже за одно то, что великий Антуан де Сент-Экзюпери сказал словами своего героя: “Мы в ответе за тех, кого мы приручили”, имя писателя должно быть высечено в скрижалях навечно.

Не время и не место разбирать философскую подоплёку произведения. Я его просто-напросто рекомендую прочитать всем, от мала до велика. И уверяю Вас, что Вы получите не только удовольствие от юмора, иронии и шарма литературного языка, но и убедитесь в том, что это небольшое произведение может стать путеводной звездой практически для любого человека на Земле.

Антуан де Сент-Экзюпери был глубоко духовным человеком, любил людей и жизнь, но при этом был лётчиком бомбардировочной авиации (кстати говоря, он и погиб в бою при до сих пор не выясненных обстоятельствах). Вот тот контекст, в котором рождались произведения писателя.

Антуан де Сент-Экзюпери
Антуан де Сент-Экзюпери погиб при невыясненных обстоятельствах

Маркиз Антуан де Сент-Экзюпери был французом, но этот великий гуманист стал достоянием всех народов. Он также и русский, и японец, и испанец – ведь его произведения делают людей лучше во всех странах, на всех континентах и пригодны для всех возрастов.

Я неоднократно наблюдал сидящую на лавочке пожилую женщину в очках, читающую своему внуку “Маленького принца”. Неизвестно, на кого этот текст действовал больше: на ребёнка, который витал своим воображении в ажурных картинах, изображенных талантливым писателем, или его пожилая наставница, читающая с дрожащими губами проникновенный текст, затрагивающий самые тонкие струны человеческой натуры.

Подписаться на рассылку