Ян Вермеер был великим художником из-за знания оптики и инноваций

Ян Вермеер. Уроки музыки

Начну с того, в чём загадка этого выдающегося голландского художника XVII века. Долгие годы учёные, прежде всего, специалисты оптики бились над вопросом о том, как Ян Вермеер добивался такой высокой оптической точности в изображении деталей, которые находились на большом расстоянии от изображающего их творца.

Другими словами, долгое время возникал один и тот же вопрос: какими оптическими приборами мог пользоваться в ту стародавнюю эпоху художник-перфекционист, что его выдающееся произведение «Урок музыки», ставшее классическим образцом удивительно точного изображения отдалённых предметов, содержит такие верные детали?

Вся судьба, вся творческая деятельность Вермеера покрыта флёром тайны и нераскрытых страниц его закулисной мастерской художника.

Его жизнь (он прошёл короткий 42-летний земной путь) оставила потомкам небольшую пинакотеку, всего-навсего 46 произведений. Зато каждое произведение художника — шедевр изобразительного искусства как по колориту, так и по теме сюжета, так и (это самое главное) — по изображению, почти волшебному в своей точности и обилию деталей на полотне.

Два вопроса мучили экспертов-специалистов по творчеству живописца: 1) почему художник произвёл на свет такое небольшое количество произведений при столь плотном графике работы (известно, что Вермеер практически не выходил из мастерской, всё время творил), 2) как мастер добивался такой высокой точности в изображении деталей на полотне, которые, по логике вещей, должны были находиться от него на довольно большом расстоянии.

Одна из доминирующих версий была та, что художник, по всей видимости, каждую деталь выписывал отдельно, а затем в точности повторял её уже на холсте. Однако совсем недавно появилась новая, удивительная версия: Ян Вермеер — выдающийся инженер-оптик, который пользовался совершенными для того время оптическими приборами. В частности, он использовал аппарат-предвестник фотокамеры, получивший наименование Camera Obscura.

Ян Вермеер
Ян Вермеер был не чужд науки, и использовал открытия в своём деле

Ряд учёных доказал, что, скорее всего, Ян Вермеер воспроизвёл в своей мастерской большую чёрную коробку с отверстием на одной из стенок, которая проецировалась на противоположной стороне чёрного квадрата, тем самым кратно увеличивая изображаемый предмет.

Художник, по всей видимости, заглядывал в небольшое отверстие снаружи, и подолгу смотрел то одним, то другим глазом на проекцию, видимую в отверстие. Затем он тщательно переносил это на полотно, и достигал при этом невиданного эффекта — практически идеального изображения деталей, пусть и самых малых.

Теперь становится понятным, почему Ян Вермеер не смог создать большего количества произведений в своей жизни — каждая картина требовала такого высокого тщания и детальной проработки, а также высокого напряжения творческих сил, что каждый результат его труда становился поистине шедевром не только по мастерству и высокому качеству художественной работы, но и по своему техническому исполнению. Ведь требовалась как бы работа двух специалистов одновременно: инженера-оптика и высококлассного художника-перфекциониста в одном лице.

Было известно, что художник хранил свой секрет до конца своих дней. Никаких письменных или иных документальных свидетельств о его «тайне» не сохранилось. Однако продолжительное изучение его произведений специалистами всех дисциплин, включая специалистов по оптике, показало справедливость «инженерной версии» секрета его произведения.

До сих пор в ряде университетов и научно-исследовательских центров мира, в частности, в США, Голландии и Бельгии продолжаются исследования творчества Яна Вермеера, уникального художника-загадки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку