Национальная система профессиональной квалификации улучшит качество русской рабочей силы

Mintrud. International seminar «Overcoming skills and qualifications mismatch of perspective labour market requirements»

Россия в настоящий момент находится в непростой ситуации по демографии и дефициту квалифицированных кадров. Любовь Юрьевна Ельцова, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ сообщила, что с 2011 по 2015 гг численность трудоспособного населения в России уменьшилась на 3.6 млн. человек, и, по прогнозу Росстата, к 2020 году она сократится еще на 3.3 млн. человек. В этой связи встает вопрос роста производительности труда путем повышения квалификации рабочей силы. Эти пути стали предметом для обсуждения 23 ноября 2016 года на Международном семинаре «Преодоление несоответствия навыков и квалификации работника перспективным требованиям рынка труда».

Процесс становления национальных систем профессиональных квалификаций начался в англоязычных странах еще в конце 1980-х как международный тренд в реформировании национальных систем образования и обучения. В конце 1990-х к нему подключились неанглоязычные и развивающиеся страны. В Сеуле в ноябре 2010 года лидеры G20 обязались оказывать поддержку национальным стратегиям развития навыков, опираясь на «Стратегию Обучения в G20».

Национальный договор между Правительством Австралии и работодателями запланировал сократить долю работающих без квалификации (сертификат 3 и выше) с 47.1% до 23.6% к 2020 году. Национальный план Вьетнама предусматривает рост доли трудящихся с Сертификатом и Дипломами техников до 23% к 2020 году.

Главным показателем качества национальной рабочей силы является доля её «сертифицированности», то есть процент работников, имеющих сертификат, подтверждающий их профессиональную квалификацию.

За рубежом «квалификация» – это признание компетентным органом того, что данный работник обладает знаниями, умениями и может их применить в соответствии с профессиональными стандартами, установленными группой работодателей. Эта система позволяет добиваться четкого соответствия сертифицированного работника современным требованиям работодателей. Государство управляет развитием этого процесса, синхронизируя систему профессионального образования с потребностями работодателей, и вводя квалификационное ограничение доступа к рабочим местам.

В странах Евросоюза, доступ к примерно 20% рабочих мест требует сертификации, аккредитации или лицензирования работника. В Великобритании этот показатель – почти 30%. Кроме того, страховые компании вправе отказать в выплате страховки, если работы были выполнены несертифицированным персоналом.

В.М. Гаськов (Международная Организация Труда или МОТ) привел следующий наглядный пример типов профессиональных квалификаций:

В.М. Гаськов, Пример типов профессиональных квалификаций
В.М. Гаськов, Пример типов профессиональных квалификаций

Квалификации, начиная с Диплома техника, редко базируются на профстандартах; квалификации профессионалов (врач, инженер) не основываются на профстандартах. Чем выше доля интеллектуального труда в работе, тем труднее разработать профстандарт.

Существует две основные системы квалификаций основанных на профессиональных стандартах:

  • Квалификации жестко завязаны на составляющие профстандартов, которые не используются в других квалификациях (Франция и США);
  • Квалификации состоят из элементов разных профстандартов. Есть обязательные модули (функции) и есть дополнительные по специализациям. Модули имеют также весовые значения. Таким образом, аттестат фиксирует не только квалификацию, но и набранные баллы (Англия, Австралия).

Во втором варианте соискатель имеет больше возможностей в получении квалификации путем комбинирования модулей, учитывая их вес.

Российская система профессиональных квалификаций

Исследование, проведенное Всемирным Банком, показало, что в России среди специалистов наблюдается дефицит в умениях решать возникающие проблемы и в профессиональных навыках. У рабочих – это отсутствие добросовестности и профессиональных навыков.

Согласно исследованию, проведенному Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), у нас качество среднего образования выше, чем в среднем по миру, однако уровень выпускников высшего образования мало отличается от уровня закончивших школу, и он ниже среднего международного уровня. Что касается нашего уровня несоответствия квалификации работников требованиям рынка труда, исследование выявило, что он выше, чем в среднем по миру. Это касается и несоответствия квалификации (у нас велика доля избыточных навыков), и недостаток знаний и неохваченных областей знаний.

В России ключевая роль в координации работы по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций отведена Национальному совету при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), учрежденной в 2014 году. Совет готовит предложения по формированию государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров; координирует работу госорганов, объединений работодателей, профсоюзов и иных организаций по созданию и развитию профессиональных квалификаций; проводит экспертизу законов, профстандартов, государственных стандартов профобразования на соответствие профстандартам; ведет классификатор видов профессиональной деятельности; и заведует международным сотрудничеством в этой сфере.

В настоящее время НСПК образовало 28 советов по профессиональным квалификациям. Приказами Минтруда РФ утверждено 846 профессиональных стандартов в 34 областях профессиональной деятельности, включая автомобилестроение, атомная промышленность, транспорт, электроэнергетика, сельское хозяйство, металлургия, древообрабатывающая промышленность и другие.

С 1 января 2017 года в силу вступит Федеральный закон №238-ФЗ от 03/07/2016 г. «О независимой оценке квалификации», который наделяет функциями оператора системы Национальное Агентство Развития Квалификаций (НАРК). То есть, НАРК будет осуществлять поддержку деятельности НСПК, Советов по профессиональным квалификациям и Центров оценки квалификаций; вести реестр выданных сертификатов о квалификации и прочее.

С целью стимулирования участников оценки квалификации в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, дающие право на получение налоговых вычетов для физических лиц (соискателей) и право включения затрат на оценку квалификации в производственные расходы для работодателей.

Сейчас в России получение профессиональной квалификации дело добровольное и для работников и для работодателей, однако с 1 июля 2016 года в силу вступило Постановление Правительства РФ №584 от 27/06/2016, которое обязует государственные и муниципальные учреждения, и организации с долей государства более 50% полностью перейти к использованию системы профессиональных стандартов до 1 января 2020 года. Россия только в начале пути создания национальной системы квалификации, но по мнению В.М. Гаськова, через 6-7 лет у нас сложится уже крепкая система. У Новой Зеландии этот путь занял 10-15 лет.

Источники:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

Постановление Правительства РФ №584 от 27/06/2016.

Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК)

The World Bank

Указ Президента РФ №249 от 16/04/2014 г. О Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

An Introductory Guide to National Qualifications Frameworks

A Skilled Workforce for Strong, Sustainable and Balanced Growth

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку