Выставки

“Восходящее солнце” Клода Моне уехало в Китай

Восходящее солнце Клода Моне

Пожалуй, самая известная картина французского художника Клода Моне “Впечатление. Восходящее солнце”, написанная им в 1872 году и ставшая отправной точкой, с которой мир узнал об импрессионистах, снята с экспозиции в музее Marmottan Monet (Мармоттан-Моне) и до января 2021 года пробудет в Шанхае. Хотя французы не любят отдавать свои основные культурные ценности за границу, но рады тому, что с отъездом “Восходящего солнца” возобновляется международный культурный обмен.

Картина “Впечатление. Восходящее солнце” – не единственная работа Клода Моне, которой суждено отставить на четыре месяца родную Францию; всего их восемь. Но расставание с этим пейзажем особенно знаковое – однажды с неё, ставшей предметом скандала на первой выставке Акционерного общества художников, скульпторов и граверов, организованной весной 1874 года в бывшей студии фотографа Надара, на бульваре Капуцинов началось целое направление, оказавшее влияние на мировую культуру, включая русскую.

На полотне изображён вид на гавань Гавра зимой, который отразил впечатление художника от пейзажа, овеянного синей дымкой. Здесь мы видим едва угадываемые фабричные трубы, мачты кораблей и краны. Всё то, что было таким активным в годы жизни художника. Всё то, что для парижанина Клода Моне знаменовало собой Гавр, в котором он обосновался в пятилетнем возрасте и где прославился, сначала как мастер карикатур.

Руководство музея Мармоттан-Моне из Академии изящных искусств не сразу отпустило этот потрясающий пейзаж, но выбирать не приходилось. Если до пандемии музей был самоокупаемым, за счёт прежде всего 3-4 выездных мероприятий в год, то теперь ему надлежит выбирать из тех предложений, которые к нему поступают. Тем более, что это не первый случай, когда “Впечатление. Восходящее солнце” покидает родные просторы – в 2015 году картина путешествовала в Японию, в 2019 год – в Австралию…

В своё время работы Клода Моне перешли в музей по наследству от младшего сына художника, бывшего бездетным (старший сын также не успел оставить потомства), в 1966 году. С этого момента Музей Мармоттан-Моне стал хранителем самой большой коллекции произведений гения импрессионизма. Музей является государственным, и все его международные выставки находятся под особым надзором, в том числе дипломатических представительств Франции.

Подписаться на рассылку