Путешествия

Волга превратится в транспортную артерию и станет чистой

Столяров Владимир Евгеньевич, ООО Фарватер

Минприроды запускает проект по очищению реки Волги и превращению её в активную водную трассу. В этом проекте будут принимать участие как федеральное правительство, так и региональное, а также частные инвесторы.

Как декларация, это выглядит отлично. Но понимая, что всегда есть практические тонкости, культурно-политический журнал обратился к профессионалам – заместителю Генерального директора ООО «Форватер» Владимиру Евгеньевичу Столярову, чтобы знать о том, насколько такой проект реален и хорош в нашей действительности.

 

ЭВ: Скажите, пожалуйста, насколько Россия, реализующая такие проекты, может быть конкурентоспособна в сравнении с глобальными компаниями, которые применяют новые технологии?

Столяров В.Е.: Я уже всю Европу проехал, и там показывают то же самое, что есть у нас. Разница вот в чем. У нас пространства большие, а у них все рядом. У них в основном все уже развито, а природы, таких рек, как у нас – нет.

 

ЭВ: А Сена, Рейн куда делись?

Столяров В.Е.: Все равно эти реки намного меньше. У нас подобные есть в Ярославле – Которосль, в Тверской области – речка Шуша. Об этих реках никто не знает.

 

ЭВ: А если сравнить с точки зрения благоустройства?

 

Столяров В.Е.: Чем мы можем взять – так это экологией, берегами. Уже многое создано – инфраструктура, соединяющая два региона – Тверь и Ярославль, где можно насладиться воздухом, природой. У нас просто не хватает рекламы. И для развития туризма важно наладить отношения с Европой.

Плюс к этому, от Твери до Ярославля – меловые разрезы, показывающие историю Земли, они являются памятниками археологии. Есть городок на берегу Волги – памятник Каменного века.

 

ЭВ: Насколько у нас принято изучать грунты, структуру, исторические слои? Вы при проектировании этот этап учитываете?

Столяров В.Е.: Это все учитывается. Я с этим сталкивался, когда мы разрабатывали проекты в Суздале. В этом городе было необходимо аккуратно относится к археологии.

Историкам и археологам стоит выйти со своими предложениями, о том, чтобы проекты, которые будут рождаться на Волге, были комплексными и учитывали интересы истории, чтобы сохранить все, что там есть.

 

ЭВ: Какие новые технологии сегодня применяются при проектировании волжской инфраструктуры?

Столяров В.Е.: Программа «Чистая Волга» – комплексная, это не только расчистка самой реки, но и предотвращение загрязнений от населенных пунктов и промышленных объектов. Первая задача – предотвратить попадание загрязнений, а вторая – убрать то, что уже попало.

Очистные сооружения являются закрытой системой, и очистка должна производится до такой степени, чтобы вода в реку возвращалась в том состоянии, чтобы ее можно было использовать. И такие технологии очистки сейчас существуют. В частности, этим занимался и я.

У нас в Ярославской области уже разрабатываются очистные сооружения с циклическим очищением, когда полностью производится очистка и вода отправляется обратно в Волгу. Частный инвестор вложился и использовал свои деньги для разработки проекта, и если он будет реализован, будет очень здорово.

Но внедрять новые технологии очень тяжело, потому что на разработку проектов очистных сооружений у регионов денег не хватает.

 

ЭВ: Какие перспективы Вы видите в этом “волжском” проекте, в котором вы тоже могли бы принять участие?

Столяров В.Е.: Мы разрабатывали перспективный проект в Завидово, который, по-видимому, будет включен в программу «Чистая Волга». Во всяком случае, это есть в намерениях руководства Завидово.

Перспективы, которые я вижу здесь – это, во-первых,  развивать программу Чистая Волга. Это делается не только чтобы вода была чистая, но и для превращения её крупнейшую транспортную артерию России. Здесь проблем очень много, и важно насыщение этой программы проектами, которые позволят Волгу сделать акваторией, соединяющей все регионы России, расположенные на берегах реки, через водный транспорт. Но я вижу такие перспективы. Мы внесли в проект свое участие. Если появятся еще проекты – готовы с удовольствием принять участие и в них.