Верещагин: открылась одна из главных выставок в Москве 2018

В.В. Верещагин, Апофеоз войны, 1971

Выставка Василия Васильевича Верещагина (1842-1904) – одна из главных выставок Москвы 2018 года – открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу. Это – самая масштабная выставка художника, когда-либо проходившая в мире, она объединяет более 500 его произведений из музейных и частных коллекций, а также личные экспонаты: фотографии, письма, ценные предметы.

Василий Верещагин – это художник знаменитый и до настоящего времени не достаточно известный, что становится ясно после посещения экспозиции. Его творчество начинается с графики, и это навсегда отразится на походе художника к композиции и пространству.

Профессиональный путь В.Верещагина, юного выпускника Санкт-Петербургской академии художеств, открывается графической Кавказской серией, хранящейся сегодня в основном в фондах Третьяковской галереи. Это совсем маленькие, размером с открытку, зарисовки. В 1863-1865 годах художник путешествует по Кавказу и запечатлевает всё, что видит на своём пути –грузин, татар, румын и их быт, всё любопытное и необычное.

В.В. Верещагин, карандашные наброски, Румын в тулупе и меховой шапке. Галичанин с сигарой
В.В. Верещагин, карандашные наброски, Румын в тулупе и меховой шапке. Галичанин с сигарой

Уже на этой стадии обозначено всё, что станет визитной карточкой знаменитого Василия Верещагина. Он мгновенно схватывает и выражает дух народа в каждом его представителе, и любая работа художника носит неповторимую эмоциональную окраску, благодаря которой она всегда сильно воздействует на зрителя.

В.В. Верещагин, карандашные наброски, Молодая татарка в национальном головном уборе
В.В. Верещагин, карандашные наброски, Молодая татарка в национальном головном уборе

П.М. Третьяков тотчас разглядел недюжинные способности юноши и стал заказчиком его работ. В 1866-1870 годах Верещагин по его поручению едет в Среднюю Азию и создаёт для своего покровителя альбом – так появляется Туркестанская коллекция. В это время в графических произведениях Василия Васильевича уже виден дар многофигурных композиций и монументальных батальных сцен.

В.В. Верещагин, Самарканд, 1869
В.В. Верещагин, Самарканд, 1869

Всю жизнь Верещагин проведёт в странствиях, часто сопряженных с опасностью, и эти впечатления он зафиксирует в живописи, публицистике и художественном слове. Умелый рассказчик, он напишет 12 книг о своих путешествиях и жизни. Быстрый и отважный наблюдатель станет прекрасным военным корреспондентом и проведёт реформу батального жанра, освободив образ войны от излишней её романтизации.

В.В. Верещагин, Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде, 1869
В.В. Верещагин, Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде, 1869

Мы знаем Верещагина прежде всего как художника-баталиста и помним о том, что он был боевым офицером, отважно сражавшимся в русско-турецкой войне и отдавшим свою жизнь вместе с адмиралом Макаровым в русско-японской войне 1904 года. Но одновременно он считал войну «страшным чудовищем», боролся против смертной казни и выразил свой пацифизм в известном на весь мир «Апофеозе войны». Войскам не рекомендовали смотреть на некоторые из его работ, чтобы их боевой дух не упал.

Поразительно, как стремление к миру и жизнь в военных условиях могли уживаться в одном человеке, постоянно искавшем приключений.

В.В. Верещагин, Мавзолей Тадж-Махал
В.В. Верещагин, Мавзолей Тадж-Махал

Так, во время двухлетнего путешествия Верещагина в Индию, предпринятого в 1874 году с будущей женой Елизаветой Фишер, художник подвергся нападению диких обезьян, переболел малярией, чуть не утонул, но сегодня мы можем насладиться его изображениями культовых и архитектурных сооружений, молящихся индусов и факиров, сектантов и чиновников традиционной Индии XIX века.

В.В. Верещагин, Распятие на кресте у римлян, 1887
В.В. Верещагин, Распятие на кресте у римлян, 1887

Эмоциональное воздействие живописи было крайне важным для Василия Верещагина. Неслучайно, когда он лично устраивал свои выставки (их при жизни автора было 70), он делал всё, чтобы добиться у зрителей максимальной вовлеченности, добавляя к картинам курение восточных благовоний, этническую музыку или фортепианные произведения. Во время одной из выставок художник познакомился с пианисткой Лидией Васильевной Андреевской, сопровождавшей его нью-йоркскую экспозицию. Она станет второй женой Василия Верещагина и матерью четырёх из его пяти детей.

В.В. Верещагин, Двери Тимура (Тамерлана). 1872
В.В. Верещагин, Двери Тимура (Тамерлана). 1872

Насколько нынешняя московская выставка, подготовленная куратором С.Л. Капыриной, вызывает эмоции у зрителей – покажут отзывы. Выставка на Крымской валу продлится до 15 июля 2018 года. Но то, что мы вслед за Василием Верещагиным сегодня отправляемся в насыщенное путешествие длиною во всю его жизнь и получаем абсолютно полное представление о творчестве художника – это совершенно очевидно.

В.В. Верещагин, Колоннада в Джаинском храме на горе Абу вечером, 1874-1876
В.В. Верещагин, Колоннада в Джаинском храме на горе Абу вечером, 1874-1876
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку