Экономика

Вера Подгузова: 80% обращений в РЭЦ – это малый бизнес

Vera Podguzova

Российский Экспортный Центр (РЭЦ) посчитал, что несырьевой неэнергетический экспорт России в январе-июне 2017 года составил $57.2 млрд (+19% к аналогичному периоду 2016 года). При этом специалисты РЭЦ обратили внимание на то, что в этой важной составляющей товарооборота страны выросла доля малых и средних предприятий (МСП). Вера Подгузова, Управляющий директор РЭЦ по внешним связям и коммуникациям любезно рассказала читателям “Э-Вести” о том, как это стало возможным.

ЭВ: Вера Александровна, насколько активно сектор МСП вовлечен в экспортную деятельность? О каких отраслях и странах идет речь?

Подгузова В.А.: Согласно статистике ФТС, количество экспортеров МСП в этом году превысило 30 тысяч, что почти в два раза больше, чем в 2016 г. Несмотря на такую позитивную динамику, мы считаем, что этот показатель все еще недостаточен, и со своей стороны мы делаем все, чтобы его улучшить.

В 2016 году объем поддержанного Группой РЭЦ экспорта некрупных экспортеров составил 172,8 млн долл. США.

По нашей внутренней статистке, именно на сегмент МСП приходится большая часть запросов, поступающих в РЭЦ, – более 80%. Мы предлагаем для сектора МСП ряд специализированных продуктов, как, например, страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера. Сейчас по этой программе мы поддержали уже более 100 проектов.

 

ЭВ: В каких отраслях и странах замечена активность предпринимателей малого и среднего бизнеса?

Подгузова В.А.: Если говорить подробнее об отраслях и странах, то охват широчайший – более 100 стран – среди них Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Великобритания, Кения, Катар, Куба – представлены все континенты.

Среди отраслей – авиационная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, пищевая продукция, радиоэлектроника, строительные материалы, тяжелое машиностроение, химическая промышленность и т.д.

ЭВ: Если предприниматель МСП задумался о продвижении своего товара, как ему проанализировать свои возможности? Изучение рынка зарубежных стран – это большие расходы и риски. Да и выход на экспорт с уже имеющимся продуктом или услугой сопряжен с целым рядом трудностей. Чем может здесь помочь РЭЦ?

Подгузова В.А.: Группа РЭЦ готова оказать предпринимателю комплексную поддержку, все услуги на данный момент бесплатны.

Во-первых, большими возможностями обладает наш аналитический блок. Специалисты подготовят индивидуальный отчет по торговле выбранным товаром в мире или по странам. Отчет может содержать информацию по объемам торговли в денежном и натуральном выражении, основных мировых игроках и ключевых конкурентах на выбранных рынках. Есть также и уже готовые отчеты, удобно размещенные на нашем официальном сайте, которые касаются перспектив несырьевого экспорта, макроэкономических тенденций по странам и т.д. Наконец, предприниматели могут воспользоваться нашими интерактивными аналитическими продуктами: портал «Экспорт регионов», ренкинг перспективности стран с точки зрения экспорта, а также карта мира с макрорегионами и странами, по которым приведена базовая макроэкономическая информация, объемы по торговому обороту с Россией и информация, а также размещены аналитические отчеты и контактные данные инфраструктуры поддержки экспорта России.

Во-вторых, эксперты РЭЦ готовы сформировать для компании перечень потенциальных партнеров на целевом рынке с обоснованием их выбора, консультировать во время переговорного процесса до момента заключения экспортного контракта, обеспечить участие в международных выставках, тендерах, бизнес-миссиях. И это только малая часть всех возможных опций.

В-третьих, поддержке экспортной деятельности малого и среднего бизнеса посвящена и работа нашего образовательного проекта – «Школы экспорта» РЭЦ. Проект нацелен, прежде всего, на начинающих экспортеров и охватывает все аспекты экспортной деятельности. За немногим более полутора лет уже почти 2,5 тысячи слушателей образовательных курсов получили удостоверения «Школы экспорта».

Еще один канал поддержки – недавно запущенный нами проект «Made in Russia», ориентированный на товары массового, народного потребления. Продукция, прошедшая строгий отбор специалистов РЭЦ, получит специальную маркировку, которая для иностранного покупателя станет дополнительным признаком качества и надежности. Участники проекта получат поддержку в продвижении своих товаров на внешние рынки: участие в международных выставках и ярмарках, проведение совместных рекламных и маркетинговых кампаний и т.д.

Я выделила несколько секторов, однако весь перечень услуг насчитывает больше 100, как финансовых, так и нефинансовых. Поэтому в каждом отдельном случае экспортер получает именно тот набор, который необходим ему.

ЭВ: Существует ли поддержка по проверке зарубежных партнеров? К сожалению, существует риск произвести оплату и не получить товар, а арбитраж малому предпринимателю будет недешев.

Подгузова В.А.: Оценка кредитных рисков контрагента является частью бизнес-процесса экспортного страхового агентства ЭКСАР (входит в Группу РЭЦ) при рассмотрении запросов на страхование.

ЭВ: Может ли сегодня малый предприниматель рассчитывать на помощь зарубежных представительств РЭЦ?

Подгузова В.А.: Торговые представительства РЭЦ открыты в Казахстане, Аргентине, Таджикистане, Иране, Вьетнаме. Прорабатываем форматы для открытия торговых домов в Китае и ЮАР. При этом представители РЭЦ в этих странах уже работают в команде нашего центрального аппарата. Перечень стран для запуска первых торговых домов мы определили, исходя из потребностей экспортеров и стратегических приоритетов российских торгово-экономических отношений. Первым в мае 2016 г. открылся торговый дом РЭЦ в Казахстане, и буквально за несколько месяцев он получил более 100 заявок от российских компаний, что говорит о высокой востребованности наших услуг.

Основные задачи наших представителей – проработка потенциальных направлений развития торговли, анализ рынка, поиск торговых партнеров для российских поставщиков, организация бизнес-миссий. Помимо этого, российские экспортеры могут рассчитывать на проверку надежности зарубежных контрагентов, помощь в организации рекламных и PR-кампаний, а также содействие в получении финансовой поддержки по линии дочерних компаний группы Российского экспортного центра – ЭКСАР и Росэксимбанка. Эта работа позволяет российским компаниям выработать понимание местных рынков и начать в короткие сроки продажу российских товаров и услуг. В течение 2016 г. мы организовали бизнес-миссии во всех странах, где мы открыли представительства, и результаты оказались впечатляющими.