«Венецианский купец» в МХТ: о выборе, любви и экстремизме

Молодой режиссер Екатерина Половцева — выпускница курса Сергея Женовача, дебютировавшая в театре «Современник» —  готовится к премьере пьесы У. Шекспира «Венецианский купец», которая намечена на 7 июня 2019 года в МХТ им. А.П. Чехова.

«Венецианский купец» — одна из самых популярных пьес Шекспира и одна из самых сложных в трактовке. Она была написана в 1596-1598 годах и получила жанровую принадлежность «комедия» благодаря своему хорошему концу. В то же время, глубина сюжета, мощь диалогов и духовная проблематика делают её невесёлой философской драмой.

Сюжет, на первый взгляд прост: молодому венецианскому аристократу Бассанио пришлось приложить немало усилий, чтобы получить руку любимой и любящей его аристократки Порции. В том числе он через друга Антонио попросил 3’000 дукатов в рост у еврея Шейлока. Через перипетии влюблённые соединяются и остаются вместе, доказывая друг другу свою любовь и верность.

Но Шекспир не был бы Шекспиром, если бы не ввёл в пьесу глубокую философию и социальную проблематику. Так, в случае невозврата ростовщик потребовал от заёмщика кусок плоти (и едва не получил её!). Друг и заёмщик Антонио соблазнил и забрал у Шейлока  его единственную дочь Джессику, чем заслужил страстную ненависть отца. Формальный договор оспаривается через судебный процесс, который (благодаря усилиям Порции) делает из истца обвиняемого. В результате Шейлок не только не получает кусок плоти своего врага, но принуждается отдать Антонио половину состояния и креститься в католичество.

Постановок пьесы «Венецианский купец» было великое множество по всему миру, как в театре, так и в кино (вспомним потрясающую игру Аль Пачино в роли Шейлока); польский композитор Андрей Чайковский даже создал оперу на этот сюжет. И каждый раз режиссеры расставляют разные акценты, пересматривая образы этого нетленного произведения и ставя актуальные задачи.

Екатерина Половцева дала своё видение шекспировской драмы и акцентировала внимание на проблематике выбора правильного решения (наказать или простить?), о безудержности страстей (неподконтрольность ненависти) и о религиозном противостоянии. «На самом деле, есть ли объективная причина, чтобы люди разной веры так ненавидели друг друга? Нет», — говорит она и добавляет: «Это история об общей поломанности мира и о странном, страшном, абсурдном суде, который, если вдуматься, может быть и в реальности – случается ведь, что законы противоречат здравому смыслу».

В главной роли — роли Шейлока — выступит прекрасный актёр, которого часто приглашал в свои постановки на сцене МХТ Кирилл Серебренников — народный артист России Сергей Валентинович Сосновский.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку