В Третьяковской галерее отметили день рождения Оскара Рабина

Оскар Рабин

2 января 2017 года исполнилось 90 лет со дня рождения советского художника-нонконформиста Оскара Рабина. В Третьяковской галерее собрались крупные современные художники Игорь Шелковский, Леонид Бажанов, Александр Юликов и др, искусствоведы и друзья художника.

В центре внимания на вечере были воспоминания об Оскаре Рабине, фильм, посвященный ему и, конечно, прямая линия с юбиляром, проживающим сегодня во Франции.

Оскар Рабин родился в Москве в семье врачей. По отцу Рабин – еврей, по матери – латыш; тема паспорта и национальности громко прозвучит в творчестве художника. Художественное образование он получил в Суриковском институте, который не закончил. Учился Рабин у Евгения Кропивницкого, на дочери которого женился в 1950 году. Молодая семья жила в бараке в Лианозово, и барак стал также важной темой в изображении Оскара Рабина. По направлению творчества он принадлежал к художникам-нонконформистам (несогласным). Участник «бульдозерной выставки». В 1978 году лишен гражданства СССР и живёт во Франции.

Оскар Рабин. Барак
Оскар Рабин. Барак

В середине сентября 1974 года советские художники попытались провести не разрешенную властями выставку в Битцевском лесопарке («Бульдозерная выставка»). Оскар Рабин был одним из организаторов этой выставки. Идея состояла в том, что если нонконформистам не дают закрытых выставочных пространств, то они могут выставиться на улице. Художников, тем не менее, взяли в милицию. По воспоминаниям одного из участников – Владимира Немухина: «Художники сами по себе ничего не значили; их приговорили к 20 рублей штрафа и выпустили через четверо суток».

Немухин вспоминает, что неудача той выставки только распалила Рабина. «Они думали, что они – кошки, а мы – мышки, — вспоминает он. – Нет, сказал Оскар, мы будем кошки, а они – мышки». Через две недели выставка нонконформистов всё же состоялась в Измайлово, и народу пришло «видимо-невидимо».

Много воды утекло с тех пор. Нонконформисты стали почитаемыми художниками, выставки которых проходят в ведущих галереях мира, в том числе в Третьяковской галерее. Последняя крупная выставка Оскара Рабина здесь прошла десять лет назад. А идея провести вечер в день рождения Оскара Рабина возникла на проводящейся сейчас в Третьяковке выставке другого художника-нонконформиста и реставратора — Игоря Шелковского, также живущего во Франции.

Игорь Шелковский
Игорь Шелковский

Культурно-политическому журналу «Э-Вести» посчастливилось поговорить с Игорем Шелковским о том, каким ему видится значение Оскара Рабина в его жизни: «Оскар Рабин мне дал образец художника, который не чуждается нашей жизни. Он её буквально тащит на свои холсты. Он живёт в бараке, и он рисует его. Обычно художники отстраняются от реальной жизни, и я тоже. Особенно от советской жизни, с её пропагандой и ложью…

Сейчас открыта мультимедиа-выставка Семёнова-Амурского «Прогулки в садах воображения», в которой я тоже принимал участие. Художник уходил от этой жизни как можно дальше, он представлял собой художника, диаметрально противоположного Оскару Рабину, который весь был в реальной жизни и писал картины о ней. Семёнов-Амурский, наоборот, ничего не хочет знать об этой жизни, он никогда не читал газет, не слушал радио, кроме музыкальных передач. Там пиршество цвета, композиции, хотя работы крошечные – они с женой жили в маленькой комнате в коммунальной квартире. Там же стоял велосипед и висела занавеска, потому что каждый из них работал.

И тот, и другой – ценны и интересны. Рабин – могучий художник, его ранние и поздние работы необычайно цельные. И он всегда много работал. Помню, в его мастерской была записочка: к такому-то числу написать столько-то работ. Надо порадоваться за него, что он дожил до девяносто лет и нисколько не утратил энергии и художественного темперамента. Он, кстати, стал даже интереснее как живописец: «Натюрморт с чашкой», французские пейзажи, заброшенные станции поездов, где у него небо уже не серое, а голубое».

 

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку