Выставки

В Третьяковке выставили зарисовки второй половины XIX века

В Третьяковке выставили зарисовки второй половины XIX века

Любопытная экспозиция с 25 мая по 4 ноября 2018 года открыта в стенах Третьяковской галереи – академический рисунок XIX века соседствует здесь с эскизами художников-передвижников, фотографиями и редкими книгами этого времени. Организаторы объединили на одной площадке разных по уровню и по технике мастеров и поставили во главу угла смену художественных формаций и поиск жанров.

Хронологическое начало экспозиции – это 1863 год, когда на смену отжившему академическому направлению, оккупировавшему Академию художеств, приходит живая струя. В этом году группа русских живописцев во главе с Иваном Николаевичем Крамским во всеуслышание объявляет о разрыве с Академией, её золотыми медалями и предлагаемыми ею возможностями поездок в Европу на стажировку, образуя Артель художников.

Шишкин И.И., Дубки под Сестрорецком, 1857
Шишкин И.И., Дубки под Сестрорецком, 1857

Они могли себе это позволить, ведь когда во главе Академии художеств становятся аристократы (1852-1869 дочь царя вел. кн. Мария Николаевна, 1869-1909 сын царя вел. кн. Владимир Александрович), художественный процесс осуществляют дворяне и мещане, хотя и обедневшие в процессе Великих реформ, но не связанные сословными предрассудками.

Эти художники, получившие академическое образование, делают “академизм” ругательным понятием в русской истории. Затем, в 1871 году, организуется Товарищество передвижных выставок, участники которого получают название передвижники.

После того, как лучшие художники остаются за пределами Академии и управляют общественным мнением, старейшины сдаются. 1893 году Академия художеств проводит реформу и издаёт новый, примиряющий Устав.

Верещагин В.П., Венецианка, 1864-1869
Верещагин В.П., Венецианка, 1864-1869

Третьяковка показала эту бурную эпоху через малые формы. С небольших листов на нас смотрят прежде всего сами художники, но также их современники. На стенах висят тексты, содержащие выдержки из тезисов передвижников. Большинство из двух сотен представленных работ создано гениями – Федотовым (несколько его работ были включены в экспозицию), Перовым, Крамским, Невревым, бароном Клодтом, Саврасовым и т.д., которые и в небольших работах виртуозно передают художественный дух эпохи, с любовью и подчас с сарказмом.

Поражает также реставрация, проведённая под руководством Заведующей отделом научной реставрации графики в ГТГ Алины Евгеньевны Тейс. Рисунки предстали в экспозиции в идеальном состоянии. Трудно себе представить, как можно отреставрировать листы старинной бумаги. “В каждом виде реставрации есть свои сложности, – улыбаясь, рассказывает она, – бумага ведёт себя по-разному. Даже бумаги одного художника ведут себя по-разному”.

Мы спросили у Алины Евгеньевны, каким образом осуществляется реставрация бумажных памятников? “Мы подбираем бумагу, похожую по своей консистенции на ту, которую нужно отреставрировать, – поделилась она. – Затем мы её подкрашиваем, чтобы можно было было склеить, и это не было бы заметно. Если есть разрыв, то это место делается в тон к основному листу. Некоторые думают, что мы дорисовываем работы, но мы, графики, этого не делаем. Мы не дорисовываем”.