В Современнике делятся иллюзиями в «Иллюзиях»

В Современнике делятся иллюзиями в «Иллюзиях»

В московском театре Современник состоялась премьера спектакля «Иллюзии» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева, где была сделана интересная попытка провести параллели этой пьесы с «Комической иллюзией» Пьера Корнеля. Фарс французского драматурга XVII века предваряет пьесу современного российского драматурга и режиссёра, становясь одной из отправных точек при создании постановки.

На сцене Современника разворачивается диалог двух подходов к театру. Воспевающему парадоксы жизни Корнелю, осуществлявшему барочную идею «жизнь это театр», вторит Вырыпаев, который заверяет о том, что любовь — это реальность.

Хотя Иван Вырыпаев подчеркивал, что «Иллюзии» – это самая свободная от него самого пьеса, тем не менее, цитируя автора, заметим: «Говорить о несостоявшейся любви может только тот, у кого она состоялась. (…) Когда ты знаешь полноту любви женщины, тогда можешь говорить о том, как она не состоялась, почему не состоялась, и в этом рассказе будут присутствовать и красота, и элегантность, и смысл». Очевидно, что Вырыпаев познал полноту любви, поэтому его рассказ звучит убедительно.

В основе драматургии лежит история о двух пожилых семейных парах: Дени и Сандры, Альберта и Маргарит, которым идёт девятый десяток лет. Накануне смерти Дени произносит пронзительный по силе монолог, в котором он благодарит жену Сандру за ту любовь, которую она ему подарила, за то, что научила настоящей любви. Перед нашими глазами раскрывается яркая картина удивительной и радостной жизни, которую они прожили. Однако, когда на смертном одре оказывается супруга, её исповедь сильно меняет наше восприятие их отношений. С каждым новым рассказом персонажей прежние иллюзии исчезают, а на их месте возникают новые и новые. Несмотря на трагичный финал, на нашем сердце легко и светло, ибо мы понимаем, все они любили и были любимыми.

В пьесе Вырыпаева нет привычных действующих лиц – повествование ведется чтецами. В отличие от французского классика, соединившего пастораль, комедию дель арте, трагикомедию и трагедию, писатель не использует множество стилей и жанров, драматическое движение создается минимумом средств, отчего заложенные смыслы не теряют своей глубины.

Елена Плаксина в спектакле Иллюзии в Современнике
Елена Плаксина в спектакле Иллюзии в Современнике

Режиссёр Иван Комаров, осуществивший постановку «Иллюзий» в Современнике, решил добавить пьесе блеска, протянув современные параллели к корнелевской драматургии. Он в чем-то принял во внимание предостережение Вырыпаева, высказанное в 2014 году на Платоновском фестивале искусств относительно других попыток его поставить: «В чем проблема постановки современной пьесы? Когда мы ставим Гамлета, мы можем поставить, что я думаю о Гамлете, предполагая, что весь зал знает Гамлета. Когда ставим Чайку, я могу поставить табуретку, раздеть актрису, измазать её краской, но вы всё же знаете сюжет. А если ставить новую пьесу, то вы не знаете ни сюжета, ни кто эти люди, она вам не известна. Соответственно, задача режиссера неизбежно рассказать содержание сюжета. Нельзя построить постмодернистскую конструкцию на неизвестном тексте. Тогда сам текст становится метафоричным. Звучат какие-то фразы общие, но они становятся общими. Получается такой Беккет, Хармс. А у меня совершенно другие по стилю пьесы».

Относительно режиссерских решений всегда можно дискутировать. Мне показалось, что от этого варианта постановки больше удовольствия получат любители концептуализма. Поклонники чувственного восприятия – чуть меньше. В любом случае, возможность познакомиться с «Иллюзиями» Корнеля и Вырыпаева в интерпретации Комарова будет полезным и интересным опытом.

Александр Хованский
Александр Хованский

Принципиально режиссёрское решение очень оригинально. На смену пасторальному началу, заложенному в пьесе Корнеля, с её магами и сентиментальными приключениями, приходит формат «Эпического театра». Комаров берёт систему Бертольда Брехта с принципом дистанцирования, который позволяет актёру выразить свое отношение к персонажу.

Затем на сцене перед нами проходят истории становления и взросления персонажей. Мы видим актеров в масках из латекса, говорящих на английском языке — некий современный вариант комедии дель арте. Перед нами главные герои – Дени, Сандра, Маргарит и Альберт.  Актеры Елена Плаксина, Полина Рашкина, Александр Хованский и Семён Шомин в рамках поставленной задачи играют превосходно – сочно и талантливо. Браво!

Семен Шомин
Семен Шомин

Последний, кстати, оказывается чернокожим, эдакий неревнивый Отелло, который спокойно выслушивает исповедь Дени об эротическом влечении к Маргарит. Когда история подходит к концу, чтецы разоблачаются от масок словно от иллюзий молодости, превращаясь в обычных людей, и завершают представление как трагедию абсурда. Зрелище, надо сказать, фантастическое. Всё это придает серьезным темам большую долю злой иронии.

Примечательны также отдельные режиссёрские решения Ивана Комарова. Например, в пьесе историю пожилых повествует четверка 30-летних — в драматургии заложено противопоставление поколений. Режиссёр усиливает этот эффект – о любви на сцене Современника рассказывают пресытившиеся манерные циники, в чьих устах пафос сердечных признаний Дени, Сандры и Альберта исчезает. Текст теряет содержание, что весьма символично. Могут ли молодые понимать проблематику старшего поколения?

Полина Рашкина
Полина Рашкина

Иными словами, сходите в Современник, Вы получите новый любопытный опыт современного видения иллюзий нашего мира, динамичный и ритмичный. Не менее яркий, чем от предыдущей постановки Ивана Вырыпаева в Современнике – «Нэнси».

Премьера Иллюзий по пьесе Ивана Вырыпаева в Современнике
Премьера Иллюзий по пьесе Ивана Вырыпаева в Современнике
Александр Хованский и Елена Плаксина
Александр Хованский и Елена Плаксина
Иллюзии, сцены в масках
Иллюзии, сцены в масках
Полина Рашкина в спектакле Иллюзии
Полина Рашкина в спектакле Иллюзии
Альберт в образе Отелло - тонкая постмодернистская шутка
Альберт в образе Отелло — тонкая постмодернистская шутка
Чем все закончилось? - спектакль Иллюзии в Современнике
Чем все закончилось? — спектакль Иллюзии в Современнике
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку