В Содружестве Актёров Таганки неожиданно сменили руководство

директор Содружества Театра Таганки

Не только директор «Содружества Актёров Таганки», но и весь сплочённый коллектив этого театра был вынужден встретить Новый год в новых условиях. 29 декабря 2020 года из соцсетей они узнали, что отдавшая десятилетия творческой жизни театру Наталья Николаевна Альшевская была переведена на позицию заведующей труппы, и что по воле Минкульта Москвы на её должность назначен новый директор — Ирина Апексимова, действующий директор и худрук соседнего Театра на Таганке.

Последняя назвала своё назначение «приятной неожиданностью» и «сложным и интересным поворотом судьбы», а также заверила, что не будет совершать резких шагов по части преобразований. Тем не менее, личность директора театра всегда определяет его политику, и рано или поздно перемены произойдут.

В частности, Театр на Таганке и Содружество Актёров Таганки станут единым театром. Пока это слухи, но такое решение неминуемо — ведь один и тот же человек не может проводить две разные стратегии, хотя бы и в соседних зданиях. Слухи, до поры до времени опровергаемые, предварили и назначение Ирины Апексимовой на этот пост.

Нового директора коллективу не представили. До последнего в Содружестве надеялись, что Минкульт поставит во главе театра Владимира Завикторина, как того хотел покойный худрук и создатель театра Николай Губенко. И до 29 декабря казалось, что это будет так. А Наталья Николаевна останется директором театра.

Нынешнее решение было принято без учёта желания коллектива, спущено сверху. Остаётся только уповать на то, чтобы Владимир Завикторин или кто-то из коллектива продолжил осуществлять художественное руководство «Содружеством Актёров Таганки» — удивительным самобытным театральным сообществом, которое один за другим представляет новые прекрасные театральные работы.

Мы ранее писали о недавних премьерах спектаклей «Это я его убила!» Николая Коробова и «Поединок» Екатерины Королёвой. Это великолепные постановки, которыми современная театральная сцена может гордиться. Да, эти спектакли по-прежнему в репертуаре, и все проекты «Содружества», запланированные в этом году, будут осуществлены. Но что будет дальше?

У соседей — Театра на Таганке, есть своя аудитория, которая любит его смелые работы. Ирина Апексимова руководит театром с 2015 года и сохранила труппу Юрия Любимова. Она охотно экспериментирует, в чём продолжает традиции, заложенные Юрием Петровичем в момент разделения некогда единой труппы театра в 1993 году, и ставит на отсутствие «нафталина» в театральных постановках.

«Таганка создавалась как единый театральный комплекс с двумя сценами, — так обозначила Апексимова свою позицию в интервью «Российской газете». — Но в силу известных причин театр оказался разделён. Тем не менее, все эти годы он оставался единым объектом, с общими коммуникациями и универсальными имущественными проблемами».

Но театр — это не только коммуникации и сцены, это традиции. Выходит, что спустя почти 30 лет после «раскола» позиция Юрия Любимова одержала верх над позицией Николая Губенко, и на этот раз победой театральная общественность обязана всецело властям. Творческим людям не дали вершить свои судьбы, а зрителям — выбирать.

Там, наверху, забылось только одно — как вокруг Любимова сплотились люди, разделявшие его обновленческие порывы, так и вокруг Губенко собрались актёры и зрители, которые хранили установки русского театра. В чем-то пропахшие нафталином, не без этого… Но этот уникальный, самобытный и неизменно талантливый «нафталин» привлекал поклонников разных возрастных трупп. Большая часть публики в зале — молодёжь и люди среднего возраста. Теперь они могут остаться без своего родного и близкого театра.

Нам представляется, что культурной Москве важны как Театр на Таганке, так и Содружество Актёров Таганки. Если есть возможность сохранить оба — лучше это сделать, потому что ни к одному из них не заросла народная тропа.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку