В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нет

В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нет

Почему спектакль «Толстого нет» по пьесе драматурга Ольги Погодиной-Кузьминой, в постановке режиссёра Александра Сазонова, идёт уже не первый год с неизменным успехом в Театре «Школа современной пьесы», и не только никого не оставляет равнодушным, но и нравится абсолютно всем?

Он рассказывает о человеческой семейной драме, и, возможно, потому не только актуален, но и затрагивает самые сокровенные внутренние струны.

Зрители ждут появления на сцене Льва Николаевича Толстого, но его нет, – он «за кадром», наверху – над всеми нами; периодически слышны над потолком его кашель и громоподобные тяжёлые шаги, сотрясающие всё пространство зала, вместе со сценой и её героями. И это воспринимается символично. Все члены семьи замирают, прислушиваются, трепещут и тяготятся… Как он себя чувствует? Куда направляется? И что дальше?.. Чего ещё ожидать от того, кто владеет умами не только великой России, но и является феноменом, которым интересуется и кого почитает весь «просвещенный» мир?!

Он есть в пространстве семьи и ближайшего окружения, в их умах и сердцах, и… его НЕТ! Он как бы здесь, рядом, слышно его присутствие, и он – где-то очень далеко… недостижимо! И это вызывает протест всех видов, и всех страстей.

Ирина Алфёрова в роли Софьи Андреевны
Ирина Алфёрова в роли Софьи Андреевны

На сцене мы видим только детей гения русской литературы, его секретаря, доктора, редактора-издателя Черткова, и конечно же, жену великого писателя – Софью Андреевну, которая воспринимает Черткова, как злого гения своего мужа, захватившего права на его литературное наследие, и этим вносящего раздор в большое дворянское гнездо, наполненное потомками её доверчивого, широкого сердцем, «Лёвушки».

Для режиссёра-постановщика Александра Сазонова, Софья Андреевна – «человек в его самом ярком проявлении. Она не была гениальной, но умела жертвовать собой». И в спектакле сделан акцент на эту жертвенность.

Для внутреннего соучастия в истории отношений всех действующих лиц, – зрительный зал был весь и насквозь «прочерчен» игровыми подмостками, по которым герои перемещаются как бы из одного пространства дома в другое. Действие происходит не только по центру, но и в разных его углах и противоположностях.

На всех четырёх огромных стенах – множество, как бы, зеркал-экранов. Они увеличивают лица и фигуры играющих героев в размноженном виде. И, похоже, не только для того, чтобы всем и всё было видно, но, чтобы каждый увидел этот образ, как частицу себя самого. Их смятения, размышления, противоречия, радости и страдания, откровения и обвинения, эмоциональные всплески от любви до ненависти, ссоры и примирения, – всё отражают зеркала-экраны, и мы узнаём эти переживания внутри себя.

Спектакль «Толстого нет» в Театре «Школа современной пьесы»
Спектакль «Толстого нет» в Театре «Школа современной пьесы»

Оригинально было и световое решение, подчёркивающее огненной стихией глубинные прорывающиеся страсти и изменения декораций на стенах.

Как бы обнажая внутреннее состояние каждого из персонажей, – их, зачастую хаотическое взаимодействие, «декоративные» стены зала напоминали картины арт-хауса, с их экспрессивными беспорядочными цветными потоками, из которых выныривали имена когда-то любящих друг друга людей…

Сильная и проникновенная игра Народной артистки Ирины Алфёровой в роли Софьи Андреевны, для многих, возможно, впервые открыла непростой и полный многогранных переживаний мир супруги Льва Николаевича.

Ирина Алфёрова
Ирина Алфёрова

«Вам легко быть добрыми из барских покоев, а кто-то должен быть злым!..», — кричит она на обвинения своих взрослых детей, – та, на чьи плечи было возложено всё хозяйство «Ясной поляны», все заботы о доме, о детях (их осталось восемь из тринадцати рождённых), и главное, – о великом муже, который был открыт всему миру, и любил, и понимал всех, кроме своей семьи. Она восемь раз переписывала «Войну и Мир», она любила его и нуждалась в его любви… «Меня никто не любит, и я никого не буду любить», – с горечью звучат её слова… И тут же… рядом… с глубокой заботой произносит: «Гению надо создать такую мирную, тёплую обстановку, чтобы он мог творить»… «Скажи, что мне теперь делать? Ну почему мы стали врагами? Неужели потому, что ты разлюбил меня?..»

 

Взрослые дети Толстого показаны здесь, как чада, которых не до-любили! Все они очень разные (!) – как мир, как космос, который великий писатель так стремился познать, но не в своём доме… И потому их реакции на нехватку отцовской любви, на своё необеспеченное по его воле будущее – тоже разная. Вплоть до противоположной, где от любви до ненависти – один шаг!

И весь этот «вечный бой», – всплески любви и ненависти, отчуждения, протестов, не желания слышать и понимать друг друга, радости, боли и разочарования этого огромного дома, – весь этот хаос мыслей, эмоций и столкновений, с их эгоизмом и нуждами, – всё это, – мать и жена – Софья Андреевна Толстая пропускает через своё сердце…

В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нет

Интересно, каким же должен быть внутренний мир артиста, с его мыслями и чувствами, чтобы в таких тончайших психологических нюансах, ярких контрастах, так трепетно и достоверно сыграть столь неоднозначный образ жены Толстого?

О своём отношении к жизни и творчеству рассказывает Э-Вести исполнительница главной роли в спектакле «Толстого нет» – Ирина Ивановна Алфёрова:

«За много лет впервые меня впечатлила пьеса «Толстого нет». У меня волосы встали дыбом. Боже мой! Это же классика… Какая замечательная пьеса! Я много читала пьес, но первый раз за 30 лет мне понравилась пьеса. Она очень хорошо написана. Я даже мужу её подсунула! Ах!.. Прочти!

Она про всех женщин, которые живут с гениями и тянут на себе этот груз. А это – ужас и кошмар! Такая тяжесть… С гением жить нельзя.

К сожалению, всё остальное, что я читала, это какая-то сплошная коммуналка! Я против этого категорически».

ЭВ: Ирина Ивановна, каким бы Вы хотели видеть театр сегодня? Какие духовные смыслы и «пищу» для души он мог бы предложить зрителю?

Ирина Алфёрова: Я всю жизнь борюсь за хорошие пьесы, но режиссёры всегда предлагают мне сказки! Я читаю очень много пьес, и очень много лет, и пьеса «Толстого нет» мне понравилась, можно сказать, в первый раз в жизни. Я понимаю, что в жизни нужно видеть не всё только хорошее, но я за то, чтобы видеть только хорошее. Плохого уже столько в нашей жизни… И всё прибавляют! Люди так рады, когда видят какой-то выход! И когда говоришь об этом со сцены, – они это видят, разделяют, понимают, что ты это видишь.

Это надо давать человеку! Свет и надежду! Искусство должно поднимать, возвышать душу! Оно для этого создано. И потому, в этом отношении, музыканты в более выгодном положении.

В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нетЭВ: Кстати, о них. Были ли у Вас музыкальные спектакли?

Ирина Алфёрова: Я помню, как на мой юбилей играли один раз потрясающую вещь, которая меня поразила – «Письмовник» Михаила Шишкина, где всё есть – и философия, и история… Это необыкновенная вещь! Там столько пластов! Каждую строчку можно читать по многу раз! Это такое погружение… И вот мы сделали такую композицию – я и пианист Колганов под музыку Рахманинова, – где я читала «Письмовник» и плакала, потому что не могла удержаться… такая это удивительная вещь! Я даже просила Колганова сразу начинать играть, когда я начинаю плакать… упустив как-то, что именно Рахманинов и вызывает такие сильные чувства! Поэтому я прорыдала весь спектакль. Хочется воскресить его!

ЭВ: Вы сказали, что всегда ждёте хороших пьес. А было ли желание изменить предлагаемый материал?

Ирина Алфёрова: Я переписываю сказки, которые мне дают играть, переделываю спектакль, и актёры меня понимают. Например, французскую сказку «Самая, самая» я переделала, – сделала роман о любви, вставила туда танцы, и вся молодёжь которая там играет очень обрадовалась! Сколько мы её уже играли, возили на гастроли, – зритель каждый раз получает духовный подъём. Мы даже уже разрешили себе разговаривать со зрителями, что здесь вполне допустимо, и привлекаем их в свою пьесу.

Я только за такие смыслы жизни на сцене, которые приносят радость! И я ни за какие деньги не соглашусь играть то, с чем не согласна моя душа.

ЭВ: А искушения были?

Ирина Алфёрова: Было такое, что мне предлагали очень большие деньги и поездки по всей планете, но когда я посмотрела, что мне надо будет играть, я испытала ужас! И конечно же, отказалась. Нет, ни за что я себя не продам! Ни за какие деньги. Поэтому, для меня существуют только замечательные духовные вещи, что я и делаю в этом театре. Если в спектакле стоит моё имя, – это точно, что-то такое – духоподъёмное! Приходите, и вы не будете разочарованы.

ЭВ: Чем вы увлечены и живете в театре сейчас?

Ирина Алфёрова: Сейчас мне интересно участвовать в проекте Вероники Вяткиной «Сцена 23», которая стала теперь частью нашего театра. Мы играем на общей сцене с участием актёров «Школы современной пьесы». Мне нравиться работать с ними, потому что здесь все молодые, красивые и талантливые. И они придерживаются направления классического искусства, с его нравственными ориентирами, которых сейчас многим не хватает, и пытаются развивать его. Они сочетают разные виды искусства: музыку, танец, поэзию, живопись, театральные постановки. Их творчество про будущее, про настоящее… Со множеством сложных смыслов, идей… Я жду от них чего-то нового, необычного, интересного, вдохновляющего, и готова всё это разделять.

~~~

Воистину, достоинство личности равно достоинству образа. Придите и разделите с нами радость от игры большого мастера с большим сердцем.

Беседовала Нина Яхонтова

 

В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нет

В «Школе Современной Пьесы» – Толстого нет

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку