В регионах России будут созданы 4 культурных кластера

В регионах России будут созданы 4 культурных кластера

Идеи систематизации и унификации культурных объединений России буквально витают в воздухе. Как будто в продолжение идеи Ирины Антоновой о необходимости сделать художественные богатства доступными для всей страны, Валерий Гергиев и Ольга Голодец сообщили о создании в стране 4 новых культурных кластеров. Помимо развития культуры в регионах, по словам маэстро Гергиева, это приведёт к перераспределению нагрузки крупных федеральных учреждений (Мариинского театра, Большого театра, Московской консерватории и т.д.), которые в настоящий момент несбалансированно пользуются поддержкой и по-разному распределяют нагрузку.

Ольга Голодец пояснила, что по поручению Президента в стране создаются четыре новых центра. «Через несколько лет по России должны возникнуть точки, где создаются и воспроизводятся лучшие образцы российского искусства. Владивосток, Севастополь, Калининград и Кемерово — это новые точки роста и развития российского искусства, как когда-то в Новосибирске была создана Академия наук, после чего он стал крупным академическим городом. Точно так же задуман проект, который реализуется в четырех географических точках России. Там задумано то, что у нас называется «полным циклом»: театр оперы и балета с полным образовательным циклом. Где-то это филиал, например, московского хореографического училища, где-то — нечто самостоятельное.

В филиалах Центральной Музыкальной Школы (ЦМШ) уже проводится набор детей, ребята будут учиться с педагогами ЦМШ по её программе. По мере осуществления госпрограммы расширится Высшая школа музыкального театрального искусства и возникнут филиалы наших крупнейших музеев: Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа. Уже сейчас открыт филиал Мариинского театра в Приморье, там работает хореографическое училище и учатся 42 ребенка.

По срокам — в этом году будут проходить наборы в филиалы ЦМШ и хореографические училища. В 2020 году откроют свои двери новые здания хореографических училищ и ЦМШ, и к концу 2023 года мы планируем, что новая инфраструктура в этих регионах будет введена в строй», — сообщила Ольга Юрьевна.

Маэстро Гергиев одобрил планы правительства и поделился с журналистами подробностями создания новых культурных центров: «Я считаю это совершенно правильным, мудрым,  хотя и не самым простым для нас сценарием. Это правильное движение в регионы. Важно не просто приезжать туда, а создавать там базу для того чтобы исполнительские искусства в региональных центрах были представлены на высоком уровне.

Не так давно на встрече с Президентом в Калининграде я предложил, чтобы государство подумало о создании кластеров. Это не наше слово, зато сразу определяет то, о чем хочется сказать… Мы не сможем построить 80 новых театров — нет такой страны, которая была бы на это способна. Чтобы все успокоились, в Америке немного строится, в Китае строится много и быстро, но у нас при царях было создано больше, чем в той или другой стране…

Мы живем в мире, который постоянно меняется. А мы стоим, но это не означает, что все остальные тоже будут стоять. Все остальные будут идти и идти. В частности, Китай. Я сам не заметил, как открыл 5 или 6 крупнейших центров в Китае. Но если Мариинский театр может тянуть три филиала плюс еще 4-5 регионов, почему бы Большому не сделать то же? Почему у нас 2’000 спектаклей, а у них — 500 с чем-то?

Ответственность не только на мне, её надо делить. Ольга Юрьевна знает о том, как примерно распределяются и творческие и организационные ресурсы и площадки и поддержка государства. Это вопрос выравнивания. Почему Мариинский театр приезжает то в Кёльн, то в Дортмунд, то в Берлин и Мюнхен, то во Франкфурт? Потому что 9-10 центров — это лучше, чем один или два. Вот мы к этому идем.

Мы сейчас разделены на «щедро поддержанных и не очень щедро отдающих» и «щедро поддержанных и щедро отдающих», а также на «не очень хорошо поддержанных и все равно все отдающих». Но это разговор отдельный».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку