В пасхальное воскресенье в филармонии исполнят «Мессию» Генделя

Г. Ф. Гендель – «Мессия»

16 апреля в Московской филармонии прозвучит оратория Г.Ф. Генделя  «Мессия». Сочинение представят французский барочный ансамбль «Матеус» под управлением Жана-Кристофа Спинози, вокалисты из Франции, Испании, Канады и Финляндии и вокальный ансамбль «Интрада».

Пасхальная оратория

Оратория для солистов, хора и оркестра была создана Г.Ф. Генделем в 1741 году для исполнения на Пасху и получила название «Мессия», то есть посланный Богом Спаситель. Создание этого грандиозного сочинения, исполнение которого занимает более 2 часов, было для композитора невероятно быстрым. Партитура была завершена всего в 24 дня.

Несмотря на быстрое создание, первое исполнение оратории было отложено и состоялось только в апреле 1742 года в Дублине на благотворительном концерте. Премьера «Мессии» и ее первые исполнения проходили под иным названием – «Священная оратория», предпослать которое велел Джонатан Свифт. Создатель «Гулливера» был в то время деканом собора в Дублине и благодаря своему посту повелел композитору внести некоторые изменения в сочинение.

Дублинская и лондонская премьера годом позже были встречены весьма сдержанно и настороженно. Вплоть до марта 1749 года оратория шла под названием, предложенным Свифтом. Затем Гендель, самостоятельно руководивший исполнением своих ораторий, в том числе и этой, вернул ей исконное название. Начиная с 1750 и до кончины композитора в 1759 году, Гендель завершал свой концертный сезон в Пасху исполнением именно «Мессии», окончательно закрепив за ней статус оратории для празднования воскресения Спасителя.

Сочинение на библейский сюжет

В основе оратории лежит 3 большие части, основой для которого либреттист Ч. Дженненс взял части из Ветхого и Нового завета. Стоит отметить, что первоначальный замысел создания сочинения на библейский сюжет склонялся к оперному сочинению. Во многом это повлияло на ту сценичность и яркость образов, которые мы встречаем в этой оратории.

Ее первая часть связана с историей рождения Христа, она включает пророчество о приходе Мессии, явление ангелов пастухам и описание чудес, совершенных Спасителем на земле. Во многом эта часть связана с рождественской тематикой и часто исполняется в дни Адвента или в Рождество.

Вторая часть оратории посвящена крестным мукам, смерти и вознесению Христа. Именно в этой части раскрывается его божественная сущность. В завершении этой части звучит самый знаменитый номер оратории «Hallelujah», известный даже далеким от классической музыки людям.

Завершающая часть сочинения посвящена важнейшим религиозным вопросам: искуплению грехов, победы над смертью. Здесь содержится описание Судного дня. Заключительный номер оратории прославляет Иисуса Христа.

Когда: 16 апреля 19.00

Где: Концертный зал им. П.И. Чайковского, ул. Тверская 31/4

Хор «Hallelujah» из оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя в исполнении ансамбля «Благовест» и Московского камерного оркестра им. П. Слободкина:

Источники: Меломан.ру

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку