Театр

В новом спектакле МХТ им Чехова прошелся по классике босиком

В новом спектакле МХТ им Чехова прошелся по классике босиком

Режиссерская лаборатория “После революции” МХТ им. Чехова предложила вниманию зрителей новый спектакль, традиционно основывающийся на ранней советской драматургии 1920-1930 годов. В данном случае был взят русский писатель Евгений Замятин и его рассказ “Чрево”, написанный в 1913 году. Надо сказать, не самый типичный для ранней советской драмы. Сценическое воплощение оказалось и вовсе оригинальным.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) происходил из семьи православного священника, но немало симпатизировал социалистическому учению. Он посвятил свою жизнь кораблестроению, но стремился самовыразиться в литературе. Его проза, глубоко народная по языку и православная по мироощущению, наполнена социальной проблематикой, писатель сокрушается по поводу устаревших, но ещё действующих в русской провинции и деревне обычаев.

Рассказ «Чрево» – один из ранних рассказов Замятина. Его раньше не ставили на русской сцене. Хотя сам Евгений Замятин известен постановщикам другими произведениями – романом-антиутопией «Мы» и киносценариями, созданными во время эмиграции и работы во Франции.

Новый спектакль МХТ им. Чехова "Чрево". Постановка Андрея Гончарова
Жена (О. Литвинова) и муж (А. Литвинов) в новом спектакле МХТ им. Чехова “Чрево”. Постановка Андрея Гончарова

Рассказ был написан Замятиным задолго до разочарования в большевизме. Это трагическая история вынужденного брака, решенного родителями за свою дочь. Постылый старый муж и ненавистный пасынок становятся непреодолимыми препятствиями на пути к жизни и счастью молодой крестьянки с её молодым любовником. Побои мужа производят выкидыш и порождают жажду мести. Убийство мужа не только не решает проблемы, но, наоборот, окончательно отравляет её душу и губит страдалицу.

МХТ им. Чехова в рамках проекта “После революции” дал возможность поставить эскиз спектакля молодому режиссеру Андрею Гончарову. По сути, проект подразумевает быструю постановку неизвестного произведения писателя, написанного до 1930х годов. Быстрая – это значит, что режиссеру пришлось создать спектакль всего за десять дней.

“Эти семь-десять дней мы что-то придумывали. Я поделился идеей с актёрами и начал вместе с ними придумывать сцены. Это такой процесс, когда не знаешь, что куда пойдёт. Тем более, что актёров в проекте предлагает театр, и с ними приходится находить общий язык в течение десяти дней”, – рассказал нам режиссер.

Андрей Гончаров – выпускник 2016 года питерского института сценических искусств. В Санкт-Петербурге он уже сотрудничал с БДТ им. Г.А. Товстоногова и “Этюд-театром” Санкт-Петербурга. Мы поинтересовались у режиссера, кто из именитых мастеров вдохновляет его творчество. “Я не могу назвать одного человека, – рассказал он нам, – Мне нравятся спектакли таких режиссеров, как Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов. Мне кажется, что у них можно получить мощный заряд, не только театральный”.

Жена приводит любовника (А. Ливанова). Новый спектакль МХТ им. Чехова "Чрево". Постановка Андрея Гончарова
Жена приводит любовника (В. Трошина). Новый спектакль МХТ им. Чехова “Чрево”. Постановка Андрея Гончарова

Влияние экстравагантных постановщиков, несомненно, прослеживается у Андрея Гончарова. Он соединяет несоединяемое – старую Русь и современную пластику, крестьянский язык рассказа и английский сплин песен Depeche Mode (буквально – Вестник мира моды), концертные костюмы и босые стопы героев. Это уже не крестьянский быт, а современный стильный взгляд на старую ушедшую Русь. Исполнительница главной роли Ольга Литвинова, конечно, никакая не крестьянка, а вполне типичный представитель интеллигенции XX века. Свободная в жестах и нравах дама.

Основной упор делался на музыку. Новый спектакль МХТ им. Чехова "Чрево". Постановка Андрея Гончарова
Основной упор делался на музыку. Спектакль МХТ им. Чехова “Чрево”. Постановка Андрея Гончарова

Мужчины – герои Валерия Трошина и Александра Ливанова – тоже напрочь лишены крестьянского стиля. Да и одеты они в современные одежды с оголенными ногами (их брюки подвернуты). Современная пластика, быстрый ритм, дерзкие жесты. Не то ТОР-менеджеры, не то конферансье.

Начало спектакля обещало современную по стилю постановку, но конец оказался трогательным, свойственным духу русской литературы. Режиссер Андрей Гончаров признался, что он ставил акцент в постановке вовсе не на экстравагантность сцен, но на звучание темы: «Мне было важно музыкальное, ритмическое развитие. Пение, переходящее в прозаический, повествовательный текст, и, в конечном итоге, в тишину. Мы слушали много песен, но решили остановиться на Depeche Mode. Это ассоциативно близко к каким-то эпизодам и событиям, происходящим на сцене”.