Музеи

В музее Étienne Terrus (Франция) менее половины подлинников

В музее Étienne Terrus (Франция) только половина подлинников

Музей импрессиониста и друга Анри Матисса Этьена Терруса (Étienne Terrus, 1857-1922) во Франции содержит только сорок процентов подлинников живописца, остальные экспонаты музея – подделки. Единственный ли это музей в мире, который был бессовестно обманут продавцами произведений искусства? Отнюдь нет.

“Этьен Террус был великим художником Эльны. Он был частью общины, он был нашим художником, – сказал мэр южнофранцузского города Ив Барниол в пятницу, открывая выставку картин Терруса в его музее, зачищенную от подделок. – Неприятно осознавать, что люди посещали музей и видели коллекцию, большая часть которой поддельная. Это катастрофа для муниципалитета”.

В течение десятилетий небольшой уездный музей с 1990х годов покупал на арт-рынке работы, которые напоминали его сотрудникам произведения Этьена Терруса, но сходство было обманчивым. Некоторые злые языки уже осмеяли смелость музейщиков, полагавшихся на собственные суждения без привлечения достойных экспертов. В результате деньги, собираемые с населения города во время соответствующих пиар кампаний, были израсходованы впустую. Местные жители теперь жалеют о своей наивности, ведь их десятки тысяч евро были отданы местным арт-дилерам и частным коллекционерам.

На родине Этьена Терруса при этом собралось немало подделок, ведь многим здешним художникам прекрасно знакомы места, которые он запечатлевал на своих холстах – испеченное солнцем побережье Средиземного моря, туманные предгорья Пиренеев и местные дома, выложенные красной плиткой.

Собственно, проблема музея Эльны не в подделках, а в их масштабе. В Лувре (в Париже), в Национальной галерее (в Лондоне), во всех музеях мира есть неверно атрибутированные произведения, но (мы в это ещё верим) не в пропорции 60:40. Буквально несколько месяцев назад под обстрел искусствоведов попала выставка в музее Гента – арендованные им работы из коллекции бельгийского арт-дилера Игоря Топоровского (Igor Toporovski) были названы подделками и сейчас проводится их экспертиза. В российских музеях под сомнение попадали коллекции Эрмитажа и Ростовского кремля. Наверное, всем музейщикам не худо было бы проверять работы перед выставками, но, видимо, не хватает финансирования.