Музыка

В Московской консерватории сравнят трио Глинки и Шумана

21 февраля 2020 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится удивительный концерт, в котором будут объединены великие, но очень разные композиторы – Михаил Иванович Глинка и Роберт Шуман. Зрителю будет предложено послушать трио ре-минор в двух вариантах: первый создан русским музыкальным гением, второй – немецким. Эти два композитора, бывшие практически современниками, создали два совершенно разных музыкальных мира, объединённые разве что тем, что пронзают слушателя до глубины души.

Объединение такой разной музыки в концерте потребовало определённой смелости, а непосредственным поводом к этому послужили юбилейные даты. “Честно говоря, программа концерта сложилась почти случайно, – рассказала читателям “Э-Вести” Марина Сергеевна Евсеева, профессор Московской консерватории и организатор концерта, – потому что в конце прошлого года, когда мы планировали концерт, были памятные даты и у Глинки, и у Шумана. Они написали очень разные трио, Глинка – как представитель классической школы, Шуман – романтической, и мы решили исполнить их в одном концерте”.

“Глинка – не совсем классик, да у нас и не было такого классицизма, как, например, в Германии, – добавляет Марина Сергеевна, – Но он ещё очень сдержан по фактуре, его музыка ещё прозрачная, но уже тонкая, чуткая как у романтиков, а в содержании его произведений мы находим совершенно романтическое душевное смятение, трепет. А у Шумана это уже очень романтическая музыка. В Германии к этому моменту классика закончилась и началась романтика, но большего романтика, чем Шуман, в Германии найти трудно. У Шумана больше звуков – романтики всегда пишут богатую фактуру, потому что “в трёх нотах” было бы сложно передать такие эмоции. Но Глинка умудряется сравнительно малыми средствами передать такие ощущения, которые переполняют Вас душевными эмоциями”.

Помимо “Патетического трио” М.И. Глинки и “Трио №1” Р. Шумана, в концерт включены романсы первого композитора и Пять пьес в народном стиле второго.

Романсы Глинки возвращают зрителя к особой культуре – культуре камерного пения. “Мастерство камерного пения сейчас во многом утрачено, – сожалеет Марина Сергеевна, – Сейчас поют громко, по оперному, и это здорово. А вот утончённой камерной манеры пения я давно не встречала. Не знаю, правда, насколько это будет оценено – это ещё нужно расслышать, а для этого нужна тренировка слуха”. Но свою лепту в поддержание камерной музыки консерваторский концерт, безусловно, внесёт.

У организаторов были планы и сопоставить вокальную музыку Глинки и Шумана – но, увы, подумали, что сделать это будет крайне трудно даже для такого мастера вокального искусства, как Наталья Загоринская, которой предстоит исполнить вокальную партию. Поэтому было решено ограничиться звучанием дорогих русскому сердцу романсов Михаила Ивановича: “Автора сложнее Глинки трудно придумать, потому что всё здесь основано на мастерстве: там прозрачнейшее фортепиано, не за что спрятаться. Это невероятно трудно, это почти белькантновый репертуар. Вспомним, что Глинка был тесно связан с Италией и часто там бывал. Вместе с тем, он говорил, что нужно соединить русскую песню с европейской – это здесь и соединилось”, – пояснили нам.

Как мы уже говорили, соединиться Михаилу Ивановичу Глинке с европейским репертуаром предстоит и в предстоящем концерте “Камерная музыка в зеркале времён”, где можно будет сравнить характер произведений русского национального композитора и яркого представителя национальной немецкой школы. Билеты можно заказать здесь.

Подписаться на рассылку