Музыка

В Московской консерватории снова чествуют своего Сергея Рахманинова

В Московской консерватории чествуют своего С. Рахманинова

В 2018 году мир отмечает 145-летие Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943), которого весь профессиональный музыкальный мир чтит как выдающегося пианистического композитора, слушатели боготворят за невероятное певучее русское звучание, а патриоты России помнят, как в голодные военные годы этот успешный музыкант, живущий за рубежом, оказывал материальную помощь своей стране и соотечественникам.

Сергей Рахманинов родился и умер в марте – и, строго говоря, юбилейным сегодняшний концерт Московской консерватории назвать нельзя. Но монографический концерт (то есть, посвященный произведениям одного-единственного композитора) – это всегда событие, которое в случае Рахманинова проводится не впервые и уже стремится стать ежегодным событием, настолько горячий отклик он находит в сердцах музыкантов и слушателей.

“Сергей Рахманинов – один-единственный, очень важный для нас фортепианный композитор, – рассказал “Э-Вести” один из исполнителей Сергей Главатских, композитор и пианист. – Для любого пианиста – это знаковый композитор, наряду с Шопеном. Монографические концерты памяти Рахманинова – это наш, факультетский проект, который играют преподаватели, профессора, доценты факультета, поскольку Рахманинов – наш композитор, он окончил Московскую консерваторию”.

Программа в таких высокопрофессиональных проектах отдаётся на откуп профессиональным участникам. “Программу играет каждый, что хочет, – пояснил Сергей. – Так, Ирина Плотникова давно хотела сыграть транскрипции. Я – сонату “Сонату № 2 си-бемоль минор”, причём расширенную версию. Максим Филиппов и Дарья Петрова – супруги – сыграют авторское переложение для двух роялей “Симфонических танцев”. Эта вещь изначально оркестровая, она представляет собой самое последнее симфоническое сочинение. Причём переложил её для роялей сам Рахманинов”.

В то же время, программа выглядит вполне ретроспективно, постепенно охватывая различные аспекты творчества композитора, от ранних его произведений до последних. “Элегия” – одно из самых ранних произведений Сергея Васильевича, которое сразу завоевало ему популярность, и которое до наших дней остаётся “шлягером” в восприятии зрительного зала. 

Любовь Сергея Рахманинова к прелюдии как жанру также нашла отражение в программе. Здесь прозвучит 23 сочинение (1903 год).  Шесть прелюдий из десяти напомнят о том, что эти чередующиеся минорные и мажорные произведения не были задуманы как единый цикл и исполнялись самим Рахманиновым в свободном порядке.

Сегодня прозвучит и последняя фортепианная Соната № 2 си-бемоль минор, сочиненная в 1913 г. Эта характерная для творчества Сергея Рахманинова взволнованно-патетическая соната по прошествии семнадцати лет (в 1931 году) была переработана самим автором, в том числе сократившим её. Это произведение считается одним из самых эффектных концертных произведений.

И, наконец, в программе мы видим “Симфонические танцы”, созданные композитором всего лишь за 3 года до смерти, как этакий итог его творческого пути. Они создавались Рахманиновым в очень трудное, уже военное время.

За десять дней до начала войны Рахманиновы, жившие на вилле “Сенар” в Швейцарии, покинули Европу и поселились в США. Но во Франции, вступившей во Вторую мировую войну с самого его начала, осталась дочь композитора Татьяна, и Сергей Васильевич беспокоился о ней, не имея от неё вестей. Выехать в Европу для него было невозможно.

Венчают концерт переложения старинных венских вальсов – “Радость любви” и “Муки любви”. Их вслед за Рахманиновым сделал австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер. Хотя в момент их появления они заслужили немало критических отзывов, поскольку будучи авторскими они противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке, но сегодня они заслужили признание в музыкальном мире и стали классическими.

Вот такой богатой обещает быть программа концерта Московской консерватории 29 октября 2018 года. Подробности и билеты здесь.