В Московской консерватории прозвучит вокальная коллекция Чайковского

21 октября 2019 года в Малом зале консерватории прозвучат романсы Чайковского, и петь их будут выдающиеся голоса российской оперной сцены, известные своим исполнением опер композитора, в частности, «Евгения Онегина». Вокалисты часто говорят о том, что преуспевать в оперном искусстве им помогает камерный репертуар, предоставляющий широкий диапазон возможностей потрудиться над своим голосом и мастерством перевоплощения. Один романс — это целая жизнь, прожитая на сцене за несколько минут.

Это тем более верно, когда речь идёт о таком композиторе, как Пётр Ильич Чайковский. Более ста романсов было написано русским музыкальным гением за его недолгую жизнь, и все они заняли прочное место на музыкальном Олимпе. В основе этих произведений лежат собственные стихи или слова русских поэтов (нередко друзей и современников Петра Ильича): Фета, Плещеева, Апухтина, Тютчева, Мея, вел. кн. Константина Константиновича, А.К. Толстого, а также переводы Гёте и Шиллера. Надо было иметь гений Чайковского, чтобы положить эти сложнейшие произведения в камерные композиции.

Но Чайковский писал не просто романсы, он возвёл этот жанр на высоту, с которой могут справиться только настоящие профессионалы. «Чайковский бесконечно далеко отошёл от стандартов жанра, когда зачастую на поэтический текст достаточно было написать более-менее красивую мелодию и снабдить её незамысловатым сопровождением, — говорит создатель программы, дирижёр и пианист Станислав Дяченко. — В романсовых опусах – а их немало – ему удалось «прочитать» поэзию с невиданной до него силой погружения в её смысл, музыкальными средствами голоса и фортепиано передать сложнейшие эмоциональные состояния, воплотить глубочайшие психологические характеры, возвысить камерный жанр романса до уровня лучших оперных и симфонических страниц его творчества. Партии вокала и фортепиано совершенно равноценны: это не аккомпанемент, а скорее дуэт голоса и инструмента. Именно фактура рояля, насыщенная оркестровыми тембрами и красками, проникнутая поистине симфонической драматургией, ритмическими и гармоническими средствами раскрывает глубину поэтического текста, дополняет и обогащает мелодию поразительной красоты и выразительности».

Петь романсы Чайковского на сцене Московской консерватории, как уже говорилось, предстоит звёздам оперной сцены. Это лирический тенор Богдан Волков, солист «Новой оперы». Меццо-сопрано Светлана Шилова, солистка Большого театра и сопрано Зарина Абаева, солистка Пермского театра оперы и балета.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку