В Московской консерватории прозвучит скрипичный гений барокко

В 2020 году музыкальный мир отмечает юбилеи сразу нескольких композиторов, среди которых И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Л. Бетховен. В плеяде «золотых» имен эпохи барокко особое место занимает один из самых неординарных музыкантов XVII столетия — австрийский скрипач и композитор — Генрих Франц Игнац фон Бибер, к 350-летию со дня рождения которого музыканты Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории подготовили особенный музыкальный подарок — 8 февраля 2020 года в Рахманиновском зале прозвучат циклы незаслуженно малоизвестного гения барокко.

 

«Попытки играть в Москве циклы сонат Г. И. Ф. фон Бибера уже возникали много лет назад, — рассказала читателям «Э-Вести» Марина Катаржанова, выдающаяся скрипачка и доцент Факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК им.П.И.Чайковского, солистка ансамбля GNESSIN BAROQUE. — На моей памяти это делал мой дорогой учитель Кожухарь Н. В., он играл сам в один вечер все сонаты из цикла «Розенкранц», это было здорово и необычно для меня, студентки, начинающей интересоваться старинной музыкой.

Силами студентов нашего факультета исполнялся цикл скрипичных сонат 1861 года много лет назад, этот же цикл мы будем исполнять и сейчас. Я не могу сказать, что музыка этого выдающегося композитора не звучит у нас, напротив, её исполняют довольно часто. Но, несмотря на это, он не стал более узнаваемым у публики и по-прежнему стоит в числе мало известных авторов. Я вовсе не мечтаю о том, что все будут насвистывать запомнившиеся мелодии из его произведений, но мне бы хотелось, чтобы его наследие было по достоинству оценено публикой, и эта музыка стала бы так же популярна, как музыка И. С. Баха, к примеру. Ждём всех с нетерпением на концерт 8 февраля!».

В Московской консерватории прозвучит скрипичный гений барокко
Марина Катаржанова

«Идея концерта, в котором было бы возможно исполнить целый цикл скрипичных сонат, появилась у меня достаточно давно, — рассказала Дарья Борковская, автор идеи, преподаватель Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Консерватории, руководитель ансамбля MUSICA TEMPORA. — Выбор именно этих сочинений не был случайным. Несмотря на то, что сборник сонат 1681 года не имеет названия или программы, как, например программный цикл из 15-и «Сонат-мистерий», в основе которого лежат 15 Евангельских событий, каждая из восьми сонат буквально пронизана звуковыми образами и риторическими фигурами.

Так, в них угадываются картины охоты, скачки на лошадях, призыв труб, удары бича, разговор о жизни и смерти, и многое другое, что может нарисовать воображение. Так собственно возникло название программы концерта «Образы в звуках».

Благодаря дружеской поддержке великолепной скрипачки Марины Катаржновой и многих коллег музыкантов, согласившихся на участие в этом исполнительском проекте, помощи концертного отдела МГК им П.И.Чайковского в его организации, появилась реальная возможность, совпавшая с юбилейной датой. Мы рады, что музыка Г.И. Бибера все чаще звучит в России и привлекает все большее количество слушателей, интересующихся его творчеством».

В Московской консерватории прозвучит скрипичный гений барокко
Дарья Борковская

Биографическая справка.

Генрих Игнац Франц фон Бибер – композитор и скрипач, родился 1644 года в Богемии. Ему не было еще и двадцати, когда он поступил на службу к Карлу II.

Генрих Бибер служил камердинером при епископе из моравского города Кромержиж, когда в возрасте двадцати шести лет его отправили в путешествие за покупкой музыкальных инструментов у знаменитого скрипичного мастера. Однако, продавец так и не дождался молодого музыканта, который вместо этого направился в Зальцбург, где ему удалось добиться расположения самого князя-архиепископа, разглядевшего в нём музыкальный талант.

В течение следующих нескольких лет Бибер сделал грандиозный карьерный рывок. Во время пребывания в Зальцбурге композитор пишет свои самые значительные сочинения для скрипки. В 1677 году он исполнил свои сонаты перед императором Леопольдом I, который впоследствии пожаловал композитору дворянский титул с заветной приставкой «фон», а еще через два года, в 1679 Генрих был назначен вице-капельмейстером в Зальцбурге.

Будучи учеником Шмельцера, Генрих фон Бибер во многом продолжил линию своего учителя: его скрипичные сочинения поражают виртуозностью и обилием образов. Современники признавали особую мистическую глубину, сложность и причудливость его сочинений. Новаторски применяя разные технические находки, изобретая новые приемы игры, в особенности в произведениях для скрипки, Бибер расширяет границы возможностей инструмента и исполнителя, опережая тем самым свое время. Такие исполнительские приемы и композиторские новшества больше ассоциируются с авангардистами ХХ века, нежели с эпохой барокко.

Так, два наиболее известных цикла сонат для скрипки и basso continuo – это «Сонаты – мистерии» или «Розенкранц-сонаты» и сборник скрипичных сонат 1681 года отличает техника, известная как скордатура – преднамеренная «неправильная» настройка струн с целью сыграть трудные аккорды, которые в противном случае были бы недоступны.

С помощью различных звукоизобразительных приемов, в сонате «Representativa» Бибер попытался сымитировать звуки животных. Не останавливаясь в своих поисках, в знаменитой «Баталии», композитор просил музыкантов играть на струнах обратной стороной смычков, чтобы получить звук выстрелов из орудий, поместить бумагу между струнами, чтобы добиться эффекта гула малых барабанов, а звуки войны добивается посредством пиццикато (извлечение звука щипком), приемом, который только через 250 лет будет назван в честь Б. Бартока.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку