История

В Крыму раскопали мост, построенный Екатерине II в XVIII в.

Мост через Ашиль. Путешествие Екатерины II в Крым

Мост “во много крат краше” дорог Древнего Рима, построенный князем Григорием Потёмкиным-Таврическим (1739-1791) в ожидании посещения Екатерины II со свитой, был откопан археологами, привлеченными перед строительством участка автотрассы «Таврида». Мост находился близ деревни Некрасово Белгородского района, а теперь на его месте руины.

Князь Григорий Потемкин-Таврический
Князь Григорий Потемкин-Таврический

Цель визита императрицы Екатерины II и её многочисленного окружения, состоящего из трёх тысяч придворных, была собственными глазами лицезреть недавнее драгоценное приобретение своей короны – отвоёванный у Османской империи Крым (тогда – Таврическую губернию). Князь и фаворит императрицы Потёмкин руководил как взятием Таврии и Крыма, так и их обустройством, поэтому владел многими крымскими землями. Отсюда приписка к фамилии “Таврический”, происходящая от греческого имени Крыма – Таврида. Здесь же и был похоронен Григорий Потёмкин, полководец-создатель Черноморского флота.

Проезд свиты императрицы был оформлен им с подобающим великолепием. Крым был украшен многими зданиями, мосты и дороги были построены и снабжены “екатерининскими милями” – каменными отметками вдоль маршрута царицы. Так появились дороги, связавшие Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Белогорск и Феодосию, и откопанный археологами мост. Нынешняя дорога от Белогорска до Феодосии располагается севернее, но зато будущая трасса “Таврида” как раз совпадет с царским маршрутом.

Мост, конечно, не был единственным в своем роде. Да и в своем названии однопролетный 30-метровый мост над некогда протекавшим здесь ручьем Ашиль хранит незначительность постройки – “Малый каменный мост”.

Остатки моста, возведённого князем Потёмкиным в честь прибытия Екатерины II.
Остатки моста, возведённого князем Потёмкиным в честь прибытия Екатерины II. Фото: Ин-т археологии РАН

Ограждение-парапет, расположенное по бокам этого моста, испещрено именами путешественников, на месте раскопок обнаружено множество элементов конской упряжи. В XVIII-XIX веках по нему ездили довольно бойко, поэтому в XIX веке этот мостик потребовал обновления и был отреставрирован.

Западнее, на реке Кучук-Карасу, был Большой каменный мост, но он не сохранился. Не сохранились и посты оживленного почтового тракта с постами. Поэтому Малый каменный мост, довольно невзрачный с виду, стал самым почтенным архитектурным свидетелем перекрестья путей Феодосии, Судака и Белогорска императорской России.