В консерватории исполнят сонаты Брамса и Франка на виолончели

В консерватории исполнят сонаты Брамса и Франка на виолончели

Две знаменитые дуэтные сонаты 1886 года — Соната № 3 для скрипки и фортепиано ре минор И. Брамса и Соната для скрипки и фортепиано ля мажор С. Франка, как это следует из названия, были созданы для скрипки и фортепиано. Но знаменитый интерпретатор Александр Князев решил, что поставленные  композиторами драматические задачи под силу не только скрипке, но и виолончели.

«Есть произведения, которые мне безумно нравятся, и я жалею, что я, например, не скрипач, что я не могу это сыграть. Если я понимаю, что на виолончели это прозвучит иначе, по-другому, но это возможно… при условии, что должны быть сыграны все ноты, никакого упрощения не должно быть», — объясняет он.

Соната № 3 для скрипки и фортепиано ре минор — одно из самых мощных камерных произведений австрийского композитора, исполненное драматизма и страстности. Непростые задачи Брамс поставил перед музыкантами, которые должны показать своей игрой не только виртуозное владение инструментом, но и достичь эмоционально мощного звучания. В первой части сонаты партия фортепиано звучит в низком регистре, а скрипка — в самом высоком, что создаёт расширенное звуковое пространство. Во второй части, напротив, скрипка преимущественно находится в низком регистре и создаёт приглушенный колорит.

Что касается знаменитой (и единственной) скрипичной сонаты Сезара Франка, то эта камерная вещь не просто создана для скрипки, но посвящена Эжену Изаи — скрипачу, который получил её из рук ученика композитора в качестве свадебного подарка. В то же время, она изначально задумывалась… для виолончели. Может быть, это следует из характера произведения, не столь страстного, но лиричного и печального. В сонате «скрипач должен порою передавать скрытую душевную боль сдерживаемых слёз» — писал о ней Леопольд Ауэр. Как бы то ни было, первое виолончельное переложение было сделано ещё при жизни композитора и с его одобрения — это была работа французского виолончелиста Жюля Дельсара.

Как Александр Князев интерпретирует скрипичную игру на своей виолончели, можно услышать сегодня, 12 апреля 2019 года, в Большом зале Московской консерватории. За партией фортепиано будет Андрей Коробейников. Билеты можно заказать тут.

Помимо упомянутых произведений на концерте будут звучать и не менее знаменитые, написанные непосредственно для дуэта виолончели и фортепиано. Это Соната № 5 для виолончели и фортепиано ре мажор Бетховена и Соната для виолончели и фортепиано соль минор Рахманинова.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку