Культура и искусство

Утраченный русский дух: Строгановское художественное серебро

Валерий Викторович Игошев

Строгановское художественное серебро – одно из утраченных направлений русского искусства, которое сегодня широко известно только в тесном кругу искусствоведов и завсегдатаев музеев. В то же время, яркая звезда этой школы впитала в себя как исконный русский стиль, так и лучшее от западных мастеров, с творениями которых русские мастера познакомились в ходе интенсивного торгового обмена, и выработала уникальную манеру изготовления предметов литурии и традиционной старорусской посуды.

Культурно-политический журнал «Э-Вести» хотел бы напомнить своим читателям о той школе, которая поставляла свои великолепные изделия ко двору Ивана Грозного. Для этого мы обратились к известному эксперту Музея имени Андрея Рублева, реставратору и доктору искусствоведения Валерию Викторовичу Игошеву.

ЭВ: Валерий Викторович, Вы только что издали книгу о Строгановском художественном серебре XV-XVII века. Вроде бы род Строгановых древнее указанной нижней границы, и не прекратился после указанного периода. Правильно ли я понимаю, что знаменитое художественное серебро после XVII века потеряло свою значимость?

Игошев В.В.: Род Строгановых ведёт своё начало с XIV века. Собственно, многие из Строгановых занимались благотворительностью, хотели участвовать в образовании. В XIX веке Сергей Григорьевич Строганов основал Строгановское художественное училище. До сих пор во Франции живёт последняя из Строгановых – баронесса Елена Андреевна Людингаузен. Она приезжала в Россию и создала здесь Строгановский фонд. Но это уже другое.

Первые Строгановы происходят из поморских крестьян. Те представители рода, которые связаны с художественным серебром, имели неистощимые богатства и вотчины в Сольвычегодске. Расцвет Строгановского художественного серебра приходится на конец XVI – первую четверть XVII века. Это Смутное время, голод, когда очень много мастеров отовсюду едут к Строганову. И знаменитые промышленники давали мастерам работу.

В исследовании Строгановского художественного серебра я немного ухожу за рамки XVII века, но в конце XVII века Строгановы уезжают в Москву, затем в Санкт-Петербург. До этого  Сольвычегодск был торговым центром, занимавшимся пушниной, солью, производствами, а в XVIII веке этот центр переместился в Санкт-Петербург. После этого, хотя Строгановы и делали что-то в своих вотчинах в память своих предков (укрепляли берег, делали вклады, ремонтировали храмы), но век Строгановского художественного серебра закончился. Сейчас на этом месте просто деревня.

ЭВ: Насколько я понимаю, Строгановы добывали и жемчуг, и серебро, откуда и возникла необходимость в их обработке?

Игошев В.В.: Да, жемчуг Строгановы добывали, а вот разрешения на добычу серебра от царей у них не было. К ним присылали царских проверяющих, которые не нашли на их землях серебра.

Жемчуг Строгановы действительно добывали, причём в ход шли не только жемчужины, но и их створки, из которых делали крупные вставки на предметах из раковин, имитирующие крупные жемчужины.

На землях Строгановых добывали медь, железо, олово, моржовую кость, из которой изготавливались складни. Также у них была развита добыча соли, а для солеварения промышленникам потребовалось делать огромные железные сковороды для выпаривания рассола. Поэтому у них были мастера, которые их делали.

Есть источники, которые свидетельствуют о том, что они добывали и серебро на новой земле. Я думаю, что не исключено, что Строгановы могли и добывать серебро, потому что у них были свои рудознатцы и серебряники. Последние отбирались из кабальных людей Строгановых, но также они приглашали мастеров из Новгорода, Пскова, Москвы, Ростова для временной или постоянной работы.

Откуда ещё у Строгановых взялось серебро? Они торговали с английскими компаниями, с голландцами и закупали у них серебряные монеты и предметы. Это серебро могло служить материалом для этих вещей.

Строгановское художественное серебро. Венец иконы Спаса
Строгановское художественное серебро. Венец иконы Спаса

ЭВ: При ком из Строгановых началось серебряное художественное литьё и почему?.

Игошев В.В.: Этим занялся основатель первой ветви из Солевычегодска – Иоанникий (Аникей) Фёдорович Строганов. Именно он задумал построить Благовещенский Солевычегодский собор, ставший фамильным домовым храмом Строгановых. Собственно, Иоанникий получил огромные территории от Иоанна Грозного и при нём на этих территориях началось строительство храмов.

Строгановы содержали армию, то есть, они обладали правом лить пушки, а также Иоанникию Фёдоровичу было дозволено приглашать священнослужителей. Строгановы развернули литье церковной утвари для построенных здесь храмов, держали мастерские, где у них были свои иконописцы, великолепные мастерицы шитья и мастера-резчики по дереву. Они строили храмы и делали щедрые пожертвования в храмы и монастыри в своих вотчинах и на других территориях по всей России.

ЭВ: Правильно ли я понимаю, что Строгановское художественное серебро возникло в связи с насущной необходимостью, а не из любви к украшениям?

Игошев В.В.: Да. К тому же Строгановы снабжали всем необходимым Ивана Грозного. Это и ткани, и пиршественная посуда… Они это переправляли в Москву.

ЭВ: К церкви, если я правильно понимаю, Строгановы имели самое непосредственное отношение, Иоанникий Фёдорович даже принял схиму?

Игошев В.В.: Да, но надо иметь в виду, что обильные вклады делались Строгановыми не потому, что они были щедрыми, а потому, что в то время была традиция делать это за здравие своих родных и близких, или в их память. Допустим, когда умер Иоанникий Фёдорович Строганов, поминальные вклады были сделаны в монастыри по всей России. Это были роскошные вещи. Поистине царский уровень вещей, специально сделанных для храмов и монастырей.

 

ЭВ: Строгановы изготавливали художественное серебро, что-то из него оставляли у себя, что-то отправляли на царский двор, что-то продавали. Какое направление было основным?

Игошев В.В.: Основным направлением была церковная утварь. Это были вещи из серебра, золота, необходимые для богослужений. Здесь и роскошные оклады икон, писавшихся изначально с широкими полями под драгоценные образа. Оклады украшались жемчугом, эмалью, чернью.

ЭВ: Как сложилась судьба Строгановского художественного серебра, оно осталось в России?

Игошев В.В.: Многое из этого наследия было утрачено, но у нас есть архивные документы, фотографии, дающие представление об этом богатстве. Кроме того, большое количество этого наследия осталось и было распределено по различным музеям (Музеям Московского Кремля, Музею Андрея Рублева, Третьяковской галерее и т.д.).

ЭВ: Валерий Викторович, почему Вы занялись этой темой?

Игошев В.В.: Дело в том, что я занимался ярославским, новгородским, псковским, московским серебром. Мне всегда казалось, что о Строгановском художественном серебре нужно рассказать. Ведь это явление практически неизученное.