Ушёл из жизни писатель-шпион, который связывал Запад и Россию

писатель-шпион Джон Ле Карре

В субботу на 89-м году жизни скончался Дэвид Корнуэлл, покрывший себя славой не только как мастер детектива, но и как человек, который не постеснялся публично сообщить о том, что его — сотрудника Ми-5 и Ми-6, якобы вербовала советская разведка, а он не пошёл на вербовку лишь потому, что «любил Россию и хотел служить ей пером».

Более известный публике под псевдонимом Джон Ле Карре, писатель-шпион, написавший более 60 романов, в основном детективного жанра, имел весьма значительную фильмографию. Самый известный фильм — «Человек, пришедший из холода», основанный на его романе 1983 года; он стал знаковым фильмом о российско-западных отношениях в жанре шпионского триллера.

Судьба этого человека — это судьба эпохи. Наряду с такими именами, как Ян Флеминг и Агата Кристи, Дэвид Корнуэлл стал человеком, который в своеобразной литературной манере раскрывал для западного читателя таинственную, непонятную русскую душу, и тем самым приближал западную цивилизацию к пониманию своеобразия и самобытности развития русской и православной жизни.

На заре века — в начале 1920х годов, была написана почти шекспировская драма, вышедшая из-под пера другого гениального англичанина Герберта Уэллса «Россия во мгле». Никто тогда не понимал, даже не догадывался о том, что в России зреют и происходят процессы поистине тектонического масштаба и склада. То, что своими глазами увидел Герберт Уэллс, поражало воображение традиционного западного жителя. Осмыслить в образах и терминах, привычных повседневной западной культуре, это было невозможно. Охватить разумом, проанализировать и осознать те события, которые происходили накануне Февраля, а тем более после Октября можно было лишь со знанием реалий традиционной России.

Ведь то, что произошло здесь, не могло произойти ни в одной западной стране, тем более, в Англии. Как бы этого ни хотелось «буревестникам революции», а тем более западным учёным, какой бы прозорливостью и талантом исследователей они ни обладали.

Религиозные философы и социальные историки пореформенной поры, от Вл. Соловьёва и до Зандера, Красовского и Павла Флоренского, не могли себе представить тот масштаб и глубину социальных трещин, которые происходили в общественной жизни России первой трети прошлого столетия.

Приписываемое великим учёным XIX столетия, таким как Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Поль Лафарг то, что они якобы могли научным методом, пользуясь социально-экономическим анализом, предвидеть те сдвиги, которые наступали в крестьянской России, только что вышедшей из средневекового состояния крепостной зависимости на фоне нарождения новой индустриализации — вещь утопическая. Науке не представлялось возможным это познать, а тем более предвидеть.

Во всех встречах, которые проводили выдающиеся мыслители Запада с интеллектуалами России, всё ещё остававшимися на территории властвования большевизма (Максимом Горьким, Иваном Петровичем Павловым и другими) Герберт Уэллс, Ромэн Роллан, Бернард Шоу и другие неизменно отмечали спорадичность, неожиданность произошедших социальных взрывов в теле могучего и недвижимого российского общества под эгидой российского самодержавия. Ответом на все эти искания западных мыслителей было одно: «таинственная русская душа».

Загадочность, непознаваемость русской психологии, российского менталитета пытались разгадать и такие писатели, как Джон Ле Карре.

В его произведениях красной нитью проходит тема непознаваемости русского характера, его атипичность, асинхронность по отношению к западному менталитету. В своих произведениях Дэвид Корнуэлл пытался внести свою лепту в исследование русского характера, в разгадку тайны русской души.

Знаковой для всей мировой и западной культуры была фигура Джона Ле Карре. Её значение состоит прежде всего в том, что его перо служило главной человеческой добродетели: поиску ответа на вопрос, где границы добра, а где начинается бесконечное зло?

Его произведения так же свежи, ярки и колоритны по своему содержанию, несмотря на прошедшие с момента их написания годы, как если бы и сейчас была эпоха расцвета его литературного таланта — 1960е годы. Они читаются людьми всех возрастов и социальных групп так же жадно и пристально, как если бы это было в самом начале его литературной карьеры.

Ушёл из жизни большой её любитель, человек, пытавшийся познать мир через самые необычные и специфические стороны межгосударственных отношений и межличностных связей.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку