Умерла выдающаяся балерина Алисия Алонсо

Сегодня весь мир облетела печальная весть — на 98-м году жизни умерла суперзвезда мировой культуры Алисия Мартинес дель Ойо, известная во всём мире как Алисия Алонсо.

Автор этих строк имел счастье на протяжении целого года в 2000-2001 годах, каждый вторник в Большом Театре Гаваны, лично лицезреть её и общаться с выдающейся актрисой и её ближним кругом, куда входили как руководство Кубы, так и архиепископ Гаваны, цвет мировой культуры, включая испанских философов и писателей.

Алисия Алонсо — незабываемый и неповторимый персонаж мировой культуры, она — это и есть история мировой культуры, и прежде всего балета. Она — олицетворение как сценического таланта, так и высокой работоспособности и преданности высоким идеалам искусства. Для балерины всегда было превыше всего танцевать, нести свет, радость и надежду людям.

Мои воспоминания об этом удивительно светлом и ярком явлении навсегда останутся в моём сердце и в сердцах моих потомков.

Несколько слов о моём общении с этой выдающейся звездой. Они добавляют лишь один штрих к её портрету. Алисия Алонсо, будучи выдающейся балериной и танцевавшей пока у неё были силы, была слепа или почти слепа. На мой вопрос к ней, как же она может танцевать и делать это так здорово, причём с выдающимися партнёрами — танцовщиками первой величины (не хватит места перечислять, с кем танцевала великая балерина, от Николая Мордкина до Вацлава Нижинского), она ответила: «Я слышу звуки пуантов о сцену и реагирую на такт».

Это было удивительно, потому что, как она сама говорила, её зрение можно сравнить с маленькой точкой света, если посмотреть с обратной стороны в ствол ружья.

Алисия Алонсо — не только выдающаяся балерина, стяжавшая свою сценическую славу на лучших балетных сценах мира, но и своими замечательными достижениями в классических партиях балетных постановок, из которых наиболее известная — её неповторимая «Жизель» в одноимённом балете.

Она была большим патриотом своей страны — «своей маленькой Кубы», как она её называла, но страшно гордилась тем, что кубинский балет (благодаря ей) стал самым значительным явлением в этом искусстве во всём Западном Полушарии. В эпоху расцвета творчества Алисии Алонсо кубинский балет гремел по всему миру, и даже в самые трудные времена противостояния в американо-кубинских отношениях балерину и её труппу с неизменным восторгом принимали по всей Америке, где так ценили балетное искусство.

Напомню, что Алисия Алонсо была связана с семьёй выдающихся балетных деятелей своей страны — Фернандо и Альберто Алонсо (за Фернандо она вышла замуж и взяла его фамилию в качестве своего псевдонима). Эти кубинцы были первыми, кто заложил основу балетного сценического искусства страны, связав свою судьбу с первыми русскими танцовщиками, которых творческая судьба занесла на далёкий остров ещё в 1920-1930-е годы.

Собственно, Фернандо и Альберто Алонсо познакомились с будущей звездой балета, делавшей первые шаги в труппе Николая Яворского. Затем, как мне рассказывала сама Алисия, она училась уже у других выдающихся русских балерин и педагогов балетного искусства в других странах. Первое выступление на сцене балерина сделала в США под руководством Николая Мордкина.

Одним словом, живительные соки русского балетного искусства кубинка впитала ещё в ранней юности, и свою любовь к русскому классическому балету и к России вообще она пронесла через всю свою долгую и очень (поверьте!) насыщенную жизнь.

Для всего испаноязычного и испанокультурного мира эта потеря невосполнима. Все, кто лично знал её и был знаком с её творчеством, утверждали, что Алисия Алонсо, безусловно, входит в плеяду первых 10 самых значительных имён современной испанокультурной панорамы.

Однажды кто-то сказал: «Незаменимых людей нет». Но мы знаем, что место этого человека, к сожалению, всегда будет пустовать… А нам всегда будет её не хватать.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку