Умер польский композитор, любивший Россию и её музыку

Было время, когда польская культура и церемониал служили эталоном для русского двора, польская кухня считалась самой изысканной, а русские цари свободно говорили по-польски. Но и позднее, когда Польша потеряла своё влияние, польские композиторы были популярны в России. Вспомним хотя бы Огиньского и Шопена… А в XX-XXI веках был один Кшиштоф Пендерецкий. Но сегодня он ушёл в мир иной в возрасте 86 лет после продолжительной болезни. Это произошло в доме музыканта в Кракове.

Пендерецкий родился в Дембице в 1933 году. Он получил музыкальное образование в Музыкальной академии в Кракове и стал преподавать там, параллельно создавая музыку в жанре авангарда. В 1972-1987 годах стал ректором.

В арсенале музыканта были необычные интервалы, тональные кластеры, активно использовались новаторские инструменты: листовой металл, свистки, кусочки стекла и металла, полируемого напильником, разрываемая бумага, погремушки, пилы, пишущие машинки или сигнальные колокольчики. Для них он изобрёл особые символы нотной записи.

Мировая слава пришла к композитору-новатору в 1960 году, после исполнения «Тренодии (Плача) по жертвам Хиросимы», взятой затем в репертуар лучших оркестров. Его музыка появлялась в кинолентах Уильяма Фридкина, Мартина Скорсезе, Стэнли Кубрика и Дэвида Линча, из-за чего Пендерецкого величали «авангардистом, которого любил Голливуд».

В музыке, созданной композитором, находили отражение не только традиции великих классических музыкантов прошлого, но и христианские традиции («Stabat Mater«, «Страсти по Луке»). Со временем классическое наследие одержало верх над жаждой новаторства, на первый план вышло патриотическое начало (вспомним хотя бы его «Польский реквием»). Кшиштоф Пендерецкий вернулся к нео-тональной, пост-романтической музыке.

Среди тех, кто вдохновлял творчество композитора (кстати, происходящего не из семьи музыкантов) были и русские — Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович. В своих религиозных произведениях он использовал православные традиции песнопений («Утреня» и «Слава святому Даниилу, князю Московскому»), отчего он, католик, прослыл экуменистом. В дополнение к библейским текстам Кшиштоф Пендерецкий вводил в произведения и русские тексты, знакомя слушателей с Булгаковым, Достоевским и Есениным.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку