Авто

Учёные предупредили об опасности беспилотных автомобилей

Учёные предупредили об опасности беспилотных автомобилей

Разработанное разными правительствами законодательство о тестировании беспилотных автомобилей не принимает в расчет вопросы ответственности и безопасности, предупреждают учёные Эшли Нунес, Брайан Реймер и Джозеф Ф. Кофлин на страницах журнала Nature. Учёные продумали ряд важных дополнений к этим законам.

По убеждению защитников беспилотных автомобилей, искусственный интеллект может сделать вождение более экономичным, сокращая выбросы в атмосферу. Если оптимистические прогнозы оправдаются, автономные автомобили могут помочь спасти 1.25 миллиона жизней во всем мире, которые теряются каждый год из-за человеческих ошибок.

В то же время, беспилотные автомобили всё чаще вызывают тревогу. Так, спортивный внедорожник Volvo с автономным пакетом управления недавно сбил женщину, которая переходила дорогу в штате Аризона. Водитель, находившийся внутри транспортного средства, не смог предотвратить аварию. Хотя такие аварии случаются ещё редко, их число может возрасти, поскольку на дорогах общего пользования испытывается всё больше автокаров.

В 2017 году несколько стран приняли законы, которые открывают путь для судебной практики в отношении беспилотных автомобилей. Например, Сингапур изменил свой “Закон о дорожном движении”, разрешив автономным автомобилям ездить в специально отведенных для этого местах. Шведское транспортное агентство позволило использовать автобусы без водителей в северной части Стокгольма. В Соединенных Штатах палата представителей приняла закон “О самоуправлении для согласования законов в различных штатах”. Аналогичные действия ожидаются в Сенате США, где голосование в поддержку Закона будет способствовать дальнейшей либерализации испытаний беспилотных транспортных средств. В России законы о беспилотных автомобилях на подходе, в 2021 году такие автомобили у нас станут серийными.

В соответствии с планами по внедрению беспилотных автомобилей, правительства временно освобождают их разработчиков от соблюдения определенных правил безопасности на транспорте: нахождение водителя внутри автомобиля уже не требуется, как и оснащение функциями безопасности (руль, тормоза и зеркало), функционирование привычных тормозов без времени блокировки. Но пока нет никакой гарантии, что автономные транспортные средства будут соответствовать стандартам безопасности современных автомобилей.

Действующее законодательство обходит стороной образование пассажиров и владельцев таких машин. Законы США просто требуют, чтобы пользователи были “проинформированы” о технологии до ее использования. Стандарты информированности и регулярное тестирование пользователей не предвидятся. Оценки программ информирования потребителей не проводилось.

Учёные убеждены, что без тестирования беспилотных автомобилей риск дорожных инцидентов может возрасти: “Мы призываем органы власти пересмотреть свой подход к регулированию автономных транспортных средств и учесть следующие шесть моментов при разработке законодательства”, – говорят они.

  1. Хотя автотранспортное средство и может работать автономно, оно не должно оставаться без человека-оператора.
  2. Пользователям нужна информация о том, как работают автономные системы. Изготовители должны исследовать надежность приборов для безопасности, включая камеры, лазеры и радиолокаторы.
  3. Операторы должны продемонстрировать компетентность и получать лицензию. Разработчикам, исследователям и регулирующим органам необходимо согласовать стандарты квалификации для пользователей автономных транспортных средств.
  4. Регулярные проверки компетентности пользователей должны быть обязательными. Регуляторы, производители и исследователи должны определить промежуток времени между тестами, чтобы поддерживать уровень знаний по мере изменения когнитивных способностей и развития технологии.
  5. Производителям, исследователям и законодателям необходимо создавать системы контроля для автономных транспортных средств, сети дистанционного мониторинга.
  6. Следует определить режим работы для удаленных руководителей мониторинга беспилотных автомобилей. Возможно, им как летчикам нужно круглосуточное дежурство.

Подписаться на рассылку