Естествознание

Ученые из РФ превратили переработку шин в источник доходов

Одной из самых острых проблем при эксплуатации автомобилей является переработка шин. Так, в России ежегодно на свалку отправляются около 1.5 млн автомобильных покрышек, которые нужно как-то утилизировать – по-другому не получиться. Дело в том, что процесс их разложения превышает сто лет и если их не перерабатывать страна через несколько лет «утонет» в непригодных автошинах.

Сейчас переработка шин ведется в основном методом механического дробления. Процесс этот достаточно простой, оборудование требуется несложное, но и получившийся в результате утилизации продукт является не самым ценным. Существует и другой способ утилизации – пиролиз (термическое разложение органических и многих неорганических соединений). Этот процесс проходит в герметичных установках при ограниченном доступе кислорода и высоких температурах. После переработки шин таким способом на выходе получается кордовая металлическая нить, пиролизный газ, технический углерод и самое ценное – пиролизная жидкость. Из нее можно выделить бензин и керосин или использовать в качестве мазута. Но проблема заключается в том, что процесс утилизации проходит в газовой среде на нагрев которой необходимо много энергии и времени – переработка одной партии занимает около полусуток.

Российские ученые из Физико-энергетического института Обнинска придумали революционный способ, который позволяет не только сократить сроки, но и получать более ценные продукты после того, как переработка шин завершилась. Специалисты этого научного центра предложили использовать в качестве нагревающей среды жидкий металл, в частности свинец. Это стало возможным благодаря тому, что российская наука знает, как ведут себя жидкие металлы при разных температурах – еще с середины прошлого столетия в стране строились реакторные установки в которых применялся жидкий металл.

Переработка шин предложенным обнинскими учеными способом занимает всего час времени и в четыре раза экономичнее обычного пиролизного метода. Можно достигнуть и более значительных показателей экономии, до 18 раз – для этого нужно усовершенствовать теплоизоляцию установки и пустить на её обогрев получаемый при утилизации покрышек пиролизный газ.

Но на экономии времени и энергии плюсы разработанной учеными из Обнинска установки, в которой ведется переработка шин, не заканчиваются. Благодаря тому, что время нагрева существенно сократилось, при утилизации автомобильных покрышек удалось получить лимонен, который содержится в пиролизной жидкости. Это вещество широко применяется при производстве различных синтетических моющих веществ, в 3D-принтерах для очистки после печати, а в высокочистом виде очень востребован при производстве парфюмерии и косметики. Как рассказали создатели установки, из 1 тонны переработанных покрышек получается до 90 кг лимонена себестоимостью около 200 руб / кг. В техническом виде это вещество продается по цене до 900 руб / кг, а в высокочистом косметическом – дороже.

Источник: ТАСС