Экономика

Цифровизация в России идёт через госкомпании, но требует конкуренции

Цифровизация в России идёт через госкомпании, но требует конкуренции

“Нужно обеспечить как можно более частые встречи инвестора и технологического предпринимателя”, – сказал А. Чубайс на форуме “Открытые инновации”. Конечно, именно бизнесу предстоит внедрять технологические инновации и проводить цифровизацию экономики на местах, в противном случае она замкнётся на государственном аппарате и госкомпаниях – главных сегодняшних проводниках цифровых инноваций в России. Хотя многое при внедрении цифровизации будет совпадать, но характер цифровизации, её жизнеспособность и полезность для бизнеса будут различаться в зависимости от наличия соревнования игроков рынка и его охвата.

Цифровизация – это большой вызов для предпринимательства, даже для крупного с государственным участием. При запуске процессов диждитализации рушатся стереотипы потенциальных рисков и одновременно появляются реальные вызовы. Об этом говорили и собравшиеся в Сколково госкомпании, и крупный международный бизнес.

Внедрение цифровых технологий требует качественного переустройства и переосмысления деятельности компаний в целом, отношения к сотрудникам и нового качества рабочих мест. Так, поделился глава “Почты России” Николай Подгузов: “С внедрением IT-технологий в такси количество сотрудников не сократилось, оно выросло. Но сервис стал более удобным, им стало можно пользоваться. С одной стороны, в итоге внедрения технологий уходит человеческое общение, оно становится дефицитным, и те, у кого это есть – они обладают конкурентным преимуществом”. “Почта России” стала одним из основных апологетов цифрового бизнес-мышления, убеждённых в его важности: “Цифровизация – это абсолютно необходимый процесс, который уже идёт полным ходом. Для меня задача – запуск в полной мере цифровизации “Почты России”. Нами создана программа “Цифровые технологии” – и мы сократили до 15 месяцев время внедрения цифровых продуктов, при этом наш целевой показатель – 3 месяца”.

С тем, что роль кадров в цифровизации требует постоянной заботы, согласен и руководитель РЖД Олег Белозеров: “Все уровни наших сотрудников постоянно учатся – 120 тысяч человек ежегодно проходит у нас переобучение”.

Оба руководителя госкомпаний убеждены в том, что с их помощью цифровизация в России распространится напрямую к людям, охватит при этом самые отдалённые регионы нашей родины и придёт в каждый дом. “Успех цифровизации зависит от того, насколько мы сможем сделать трансформацию компании через придание нового статуса почтальону”, – сказал Николай Подгузов, 70% региональной карты которого приходится на отдалённые и труднодоступные сельские районы.

Международный бизнес, осуществляющий развитие собственных технологий через корпоративные стратегии, видит иную схему распространения цифровизации. “Все наши инновации стали доступными благодаря тому, что нам удалось создать то, что было востребовано клиентами”, – подчеркнул Главный менеджер по технологиям компании ABB Базми Хусейн (Bazmi Husain).

Генеральный директор IBS Светлана Балабанова выразила своё пожелание следующим образом: “Сейчас мы видим потенциальный риск в том, что крупные госкомпании могут стать основными драйверами и исполнителями в процессе цифровизации нашей страны. А наш опыт показывает, что лучше всего технологии развиваются в конкурентной среде, причём на глобальном рынке. Сама культура IT технологий предполагает очень свободный рынок”. Она предостерегла от чрезмерно государственной, командно-административной цифровизации и обратила внимание на необходимость развития логистической инфраструктуры.

Ханс Тиммер, глава российского подразделения Всемирного банка, также акцентировал свою речь на необходимости создания конкурентных условий и вовлечения в цифровизацию широкого круга участников. По его мнению, огромные возможности содержатся в цифровизации сельского хозяйства: Интернет вещей способен помочь фермерам не только достичь прозрачности, но и экологичности стандартов.

Вроде бы логично, что практическое применение цифровизации на разных уровнях бизнеса требует создания условий для этого. Будет прекрасно, если власти услышат призывы к развитию конкуренции на этом поприще. Тогда цифровизация в России обрела бы всеобщий охват, бизнес-применение и увеличила свой инвестиционный потенциал.