Выставки

Три грани Японии обосновались на всё лето в Музее Востока

Три грани Японии обосновались на всё лето в Музее Востока

В Музее Востока летом 2018 года открываются три выставки, показывающие японское искусство с разных сторон. Пожалуй, основная японская экспозиция – это недра самого Музея Востока, давно и бережно хранимая в его фондах коллекция японского собирателя Сюдо Садаму (1890–1959). Она попала в Музей Востока в 1947 году, но именно в это лето она выставляется в полном составе.

Сюдо Садаму был бизнесменом, руководил торгово-промышленной палатой в Дайрэне в Маньчжурии (ныне – это часть Китая, но в первой половине XX века она находилась под контролем Японии). Предметы живописи и декоративно-прикладного искусства родной Японии и близких к ней по духу стран – Кореи и Китая – составили богатое собрание хронологией от первых веков новой эры (китайский фарфор и керамика) до XVIII века (свитки Укиё-э, лаковые изделия, фарфор и живопись).

«Сюдо Садаму в основном собирал японскую живопись. Но также и китайскую живопись, потому что это основа, на которую опирались японские живописцы. В Китае Сюдо Садаму собирал именно то, что повлияло на японскую культуру. Также он коллекционировал китайский фарфор, в частности, керамику IX века эпохи Тан, которая впоследствии оказала влияние на керамику японской чайной церемонии XVII века.

Японский коллекционер Сюдо Садаму
Японский коллекционер Сюдо Садаму

Из японской живописи Сюдо Садаму прежде всего собирал живопись Укиё-э XVII-XVIII веков, которая нам известна как гравюра с основой в виде живописи. В частности, ему принадлежал один из немногих свитков Китагавы Утамаро — самого знаменитого мастера японской классической гравюры. В мире хранятся всего 41-42 свитка этого художника», – рассказала нам Наталья Андреевна Каневская, ведущий научный сотрудник Государственного музея Востока.

Живопись из коллекции Сюдо Садаму
Живопись из коллекции Сюдо Садаму

Многие японские коллекционеры в конце своей жизни создают музей на основе своих коллекций, и этим они напоминают русских коллекционеров-меценатов. Но Сюдо Садаму не довелось сделать это. Коллекция была продана в СССР через военных, чтобы избавить от голода соотечественников.

Другие две выставки важны для читающей аудитории. Вторая “японская” экспозиция Музея Востока представляет собой Японию глазами современной русской литературы. Это иллюстрации к роману Бориса Акунина «Алмазная колесница», выполненные русским художником Игорем Сакуровым.

Третья – это пейзажные фотографии современного японского мастера Хироси Мидзобути и его учеников, сделанные со знаменитых мест, воспетых японской литературой XII века, и «инсайдерские» портреты гейш Киото из района Гион.

Многомерность экспозиции призвана дать посетителю почувствовать японскую культуру через некоторые важные её грани. Одна, и даже три выставки, посвященные Японии, не способны раскрыть все нюансы этой отличной от нашей культуры. Но глаза и сердце за это время запечатлеют своеобразную красоту Страны восходящего солнца. «Вы не выделите в двух словах ключевых вещей японской культуры, – сказала нам старший научный сотрудник Государственного Музея Востока Галина Борисовна Шишкина. – Это слишком сложно, японцы видят иначе, чем на Западе. Здесь легенды, сказки, мифология, символика. Но люди, которые соприкасаются с этими вещами, расширяют свой собственный мир. Зрители, имеющие склонность к восприятию художественных произведений, они чувствуют японскую культуру. У нас разные художественные миры – Восток и Запад, но не случайно эти вещи, бывшие с XVI-XVII веков для европейцев экзотикой, затем обрели для них художественные достоинства».