Третьяковская галерея приняла на Крымском валу выставку Де Кирико

Джорджо де Кирико. Пресс-конференция

«Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» — так называется выставка, открывшаяся 20 апреля 2017 года в Новой Третьяковке, что на Крымском валу. Она продлится до 23 июля 2017 года и даст возможность российскому зрителю близко познакомиться со знаковой фигурой русско-итальянских взаимоотношений XX века, впервые после прижизненной выставки художника в 1929 году. Кстати, именно тогда ГМИИ им. А.С. Пушкина приобрёл его «Римлянок»…

Джорджо де Кирико (1888-1978) – итальянский художник, происходящий из старинной аристократиии – сицилийской по отцу и генуэзской по матери. Большую часть своей юной жизни он прожил в Греции, впитав в себя её античность.

Окружение православной греческой культуры, наверное, тоже дало о себе знать, и стало первым связующим звеном живописца с Россией. Помимо этого, он был дважды женат на женщинах, происходящих из России, и был дружен и сотрудничал с С. Дягилевым.

Джорджо де Кирико. Натюрморт. Фрукты в пейзаже с занавесом, 1946.
Джорджо де Кирико. Натюрморт. Фрукты в пейзаже с занавесом, 1946.

Идея показать в Москве выставку Джорджо де Кирико как важную для русско-итальянских отношений была высоко оценена В.В. Путиным и С. Маттареллой, Президентами обеих стран. Её реализация легла на плечи Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико, и была поддержана 5 музеями и частными собраниями Европы. Всего представлено 100 работ, включая театральные костюмы, эскизы, статуэтки и живопись.

Результатом усилий стало нечто особенное и масштабное. Как единодушно отметили организаторы выставки, Дж. Де Кирико был одним из великих художников XX века наряду с П. Пикассо. По словам итальянского куратора проекта Дж. Меркурио: «Де Кирико был убеждён в том, что искусство – это цикл, где всё возвращается и само искусство рождает искусство».

Джорджо де Кирико. Автопортрет в доспехах, 1948.
Джорджо де Кирико. Автопортрет в доспехах, 1948.

Едва ли не все известные образы античного искусства, средневековья и возрождения предстоят перед глазами зрителя, но всё это выполнено в особенной, не похожей ни на что авторской манере. Хотя выставка содержит 3 раздела, знаменующие собой путь де Кирико к метафизическому освоению мира через неоклассицизм, возрождение и ницшеанство, но античность не уходит с его полотен никогда, оставляя по себе символический след во всех работах.

Директор Итальянского Института Культуры Ольга Страда, отметившая открытие выставки своим присутствием, согласилась поделиться с читателями «Э-Вести» своим отношением к выдающемуся соотечественнику: «Я считаю, что де Кирико — это знаковая, значимая фигура в мире искусства XX века. Я согласна с тем, что, как сказал Президент фонда де Кирико, он один из двух великанов, которые создали новую эстетику, новый художественный язык: это великие де Кирико и Пикассо. И тот, и другой глубоко знали искусство, владели техникой рисования. Пикассо рисовал в стиле Энгра, а де Кирико всю жизнь старался передать на полотне умение правильно работать с красками. Он постоянно искал, учился, читал книги XVI и XV веков, где рассказывалось, какими смесями можно пользоваться, чтобы краска на полотне была идеальна».

Джорджо де Кирико. Дворец Дожей, Венеция, 1955
Джорджо де Кирико. Дворец Дожей, Венеция, 1955

На вопрос о том, национальный ли художник де Кирико или наднациональный О. Страда ответила так: «Конечно, он итальянская гордость, поэтому он итальянский художник. В то же время, он наднациональный. Тем более, что мы уже живём в границах Европы, более широкого понятия страны. И в те времена, не надо забывать, художники ездили в культурные столицы. В 1920-е годы таковой был Париж, затем – Лондон, после — Рим и Милан… Потому что все художники всегда стараются впитать в себя то новое, что есть.

Джорджо де Кирико. Метафизический треугольник (с перчаткой), 1958.
Джорджо де Кирико. Метафизический треугольник (с перчаткой), 1958.

Что касается де Кирико, то он много лет жил в Греции, его отец был инженером и он работал там. Поэтому, безусловно, вся греческая культура, греческая традиция — часть эстетического ландшафта де Кирико. Также он учился в Берлине, где в те годы был в моде модернизм. Но де Кирико не любил модное искусство, потому что он считал, что оно поверхностное. Он очень любил А. Бёклина, и некоторое время старался извлечь суть его искусства. Еще очень важным для де Кирико было знание философов того времени. Он всю жизнь читал Ницше и Шопенгауэра, и в его картинах часто отражаются философские мысли Ницше. Например, тема вечного возвращения».

***

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафорические прозрения» открывает собой фестиваль «Черешневый лес», организованный известной компанией Bosco di Ciliegi, её учредителем М.Э. Куснировичем. Де Кирико вошёл в его жизнь, в итальянский офис, в 1995 году в виде двух копий его картин – там запечатлелся в памяти и остался в ней. «Э-Вести», пользуясь случаем, спросил у Михаила Эрнестовича, насколько сегодня важен для нас и для нашей культуры де Кирико: «Я думаю, что он очень важен. Де Кирико себя «раскручивал» вглубь и ввысь, и предлагал это сделать зрителю. Там есть очень много, о чем поразмышлять: образы, сочетание плоскостей, объемов, цветов… Для взыскательного зрителя это то, что надо. Это не замечательные «мишки в лесу», не только это.

Все художники начала XX века пребывали в возбужденном состоянии, они чувствовали своё миссионерство и предвосхищали развитие такого огромного количества течений. Кто-то был предтечей сюрреализма, кто-то занимался футуризмом, кто-то — авангардным решением… Перед ними стояли вселенские, мироощущенческие проблемы, и вот поэтому, мне кажется, что через 100 лет и дальше – это остаётся современностью»…

Джорджо де Кирико. Битва Кентавров, 1909.
Джорджо де Кирико. Битва Кентавров, 1909.

 

Слева: Джорджо де Кирико. Спящая девушка. Подражание Ватто, 1947. Справа: Антуан Ватто, фрагмент картины Антиопа и Юпитер.
Слева: Джорджо де Кирико. Спящая девушка. Подражание Ватто, 1947. Справа: Антуан Ватто, фрагмент картины Антиопа и Юпитер.
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку