Третьяковка предложила по-новому взглянуть на советское искусство

Фёдор Захаров, ушедший в 1994 году и представлявший собой редкий феномен хранителя дореволюционных традиций живописи (прежде всего, русского импрессионизма) стал объектом персональной камерной выставки, открывшейся в Новой Третьяковке. Экспозиция, приуроченная к столетию художника, так и называется: «Фёдор Захаров. К 100-летию со дня рождения». Она ставит своей целью познакомить многочисленных посетителей музея с этим (пока) малоизвестным мастером и заодно открыть с его помощью целый пласт советской живописи — той, которая плыла (вопреки довлеющему влиянию соцреализма) по одному течению с русскими дореволюционными художниками.

В собрании музея на сегодняшний день хранится 6 работ Фёдора Захарова. Первая работа была приобретена самой Третьяковкой, четыре других после выставки 2002 года были подарены музею вдовой художника. А недавно галерея пополнила свою коллекцию картин Фёдора Захарова ещё одной работой за счёт дара со стороны коллекционера Некрасова.

Импрессионист-Захаров очень энергичен в манере писать, его кисти разнообразны и умелы — в них чувствуется Суриковская школа живописи. Профессиональный путь художника начинался под пристальным взором выдающихся учителей — Лентулова и Фаворской, а его индивидуальный стиль вобрал в себя оптимизм и светлую натуру самого творца.

«Мне кажется, что нужно обратить внимание на его крымские пейзажи, — напутствует читателей» Э-Вести» поклонница творчества художника, заместитель Генерального директора Третьяковки Татьяна Львовна Карпова. — В этих местах Фёдор Захаров жил с конца 1950-го года до конца своих дней

Захаров Финляндия . З. Весной в порту. 1953. ГТГ
Захаров Финляндия . З. Весной в порту. 1953. ГТГ

У этого художника большое колористическое дарование, чувство цвета, и он удивительно передает краски крымской природы. И при этом он очень ограничен.

Крым, открытый художниками в  XIX веке, писали очень многие, в том числе большие мастера, такие как Айвазовский, Лагорио, Кондратенко и Крачковский. Постепенно ими формируется образ Крыма как нашей Италии, это образ рая. В руках художников салонного плана Крым становится «открыточным», но Васильев, Левитан и Шишкин стараются сломать эту традицию. Богаевский и Волошин пишут символический Крым.

А Фёдор Захаров прежде всего воспринимает традицию, которая идёт от Коровина, но его буквально не повторяет.

Этот Крым в основном светлый, окутанный тёплым воздухом, морским бризом. У Фёдора Захаров Крым очень обаятелен, хотя он старается избегать красивостей, а пишет цветы и букеты.

Это художник с тактом и вкусом. Может быть, он не делает открытий и не произносит нового слова, но он очень достойно продолжает традиции Коровина, Серова и Московской художественной школы, Союза русских художников.

Третьяковка предложила по-новому взглянуть на советское искусствоСтранно, что он смог так себя сохранить в эти трудные 1950-1960-е годы, что он избежал работы на заказ и смог сохраниться как автор пейзажей, натюрмортов и отдельных жанровых картин».

Негромкий, но летний и светлый голос Фёдора Захарова можно услышать в Новой Третьяковке до 11 августа 2019 года. И заодно удивиться вместе с нашей редакцией и Татьяной Львовной тому, как этот голос мог звучать в нашей советской стране в такое трудное для искусства время.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку