Торжество фотографии в ГМИИ: Уильям Генри Фокс Тальбот

Торжество фотографии в ГМИИ: Уильям Генри Фокс Тальбот

Галерея стран Европы и Америки Музея изобразительных искусств (ГМИИ) приняла у себя добротную экспозицию фотографических работ сэра Уильяма Генри Фокса Тальбота (1800-1877). Этот джентльмен, парламентарий-либерал и учёный-энциклопедист, стал одним из пионеров фотографии, прозванной им калотипией (от греческих слов καλός — хороший и τύπος — вид). Снимки Талбота, хранящие обаяние Англии XIX века и высочайшей эстетики, можно подробно разглядеть до 8 апреля 2017 года на выставке под названием «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии».

К тому моменту, когда сэр Уильям Генри Фокс Тальбот загорелся фотографией, Томас Веджвуд уже сделал фотограммы. Они представляли собой силуэты листьев и других предметов, но… они быстро исчезли. В 1827 году Джозеф Нисефор Ньепс подготовил рисунки с использованием порошка-асфальта, в январе 1839 года Луи Дагер презентовал во французскую Академию наук дагерротипы — фотографии на серебряных пластинах. И всего три недели спустя Талбот сообщил королевскому обществу о своем «искусстве фотогеничного рисования». Предложенная им технология оставляла отпечатки на светочувствительной бумаге.

«Талбот активно переписывался, в том числе с Ньепсом; тот работал вместе с Дагером. Когда они переписывались, каждый из основных изобретателей фотографии доказывал свою правоту. И друзья подсказывали Талботу какие-то составляющие процесса фотографии», — рассказала читателям «Э-Вести» куратор выставки Ольга Аверьянова.

Бюст Патрокла, профиль. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания © Science & Society Picture Library
Бюст Патрокла, профиль.
Национальный музей науки и
медиа, Брэдфорд, Великобритания
© Science & Society Picture Library

Она обращает наше внимание на важнейшее значение фотографа для развития этого вида искусства: «Технологии калотипии, открытые Уильямом Генри Фоксом Тальботом, прижились надолго. Если мы говорим о негативно-позитивном методе печати, то он просуществовал до появления цифровой фотографии: весь двадцатый век, до 1990 годов.

Сам негатив при этом совершенствовался, потому что негатив Талбота — это, прежде всего, бумага. Чтобы она была более прозрачной, её либо вощили, либо пропитывали жиром. Но, как бы вы ни старались, у бумаги видны волокна. Получалась красивая художественная поверхность, но в глазах XIX века эта технология проигрывала дагерротипии с более чёткими изображениями. Зато дагерротипия позволяла делать только один экземпляр фотографии, а метод Талбота давал возможность её тиражировать. С точки зрения прагматики XIX века это было очень важно.

Микрофотография. Крылья бабочки. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания © Science & Society Picture Library
Микрофотография. Крылья бабочки. Национальный музей науки и медиа, Брэдфорд, Великобритания © Science & Society Picture Library

В дальнейшем бумага уйдёт и будет стеклянный негатив, плёночный, появятся другие способы проявки, но негативно-позитивный метод сохранится до цифровой печати».

Фотографии по методу Тальбота формировались негативно-позитивным процессом. Сначала на светочувствительной бумаге оставался чёрно-белый негатив, где светлое получалось тёмным и наоборот, а затем отпечатком достигался позитив (обычное изображение, где светлое опять становилось светлым).

На выставке можно видеть не просто фотографии, но эксперименты, создававшие её: «С одного и того же негатива он печатал много фотографий, искал, какие химические составляющие лучше, какая кислота больше подойдёт для проявления калотипии. Постоянной проблемой ранней фотографии было её угасание, Талбот оценивал в том числе и этот момент».

Надписи к экспонатам фотографий Уильяма Генри Фокса Тальбота погружают нас в научную жизнь тех лет. Он как бы поясняет Вам спустя два столетия то, что и как он хотел изобразить. Просвещает и убеждает. И мы видим, насколько сам Талбот был увлечен своей натурой и процессом съёмки.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку