ГМИИ имени А.С. Пушкина представляет «мелочи» Кандинского к его 150-летию

Vassily Kandinsky. Lady on a Stroll Akhtyrka

19 декабря 2016 г. в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) состоялось открытие выставки «Багатели», приуроченной к 150-летию со дня рождения русского художника-абстракциониста Василия Кандинского. Публике представлена живопись на стекле, акварели и рисунки, созданные живописцем в период 1915-1920 годов. Экспозиция включает более 50 работ Кандинского.

Живопись на стекле или техника подстекольной живописи «Hinterglasmalerei» – старинная техника стекольной живописи, разновидность баварского народного рисунка. Особенностью данной техники является сложность исполнения – художник пишет маслом на оборотной стороне стекла. При этом, для того чтобы картина воспринималась зрителем естественно, картина пишется в зеркальном отражении.

V. Kandinsky. Amazon with blue lions

Старинную европейскую технику стекольной живописи «Hinterglasmalerei» мастер открыл для себя в Германии в начале 1910-х гг. С ней его познакомила подруга, немецкая художница Габриелла Мюнтер. В московский период творчества Кандинский создал около 27 работ в этой технике, в это же время им была написана серия абстрактных акварелей. В изображении сценок из повседневной жизни художником используются такие приемы, как декоративность и стилизация под средневековые сюжеты. Эту предметную графику мастер называл «багателями» (франц. Bagatelle – мелочь, пустяк).

Выставка включает три зала. В первом зале находятся миниатюры на стекле, здесь же представлена и часть работ из коллекции Владимира Спивакова. Во втором помещении экспонированы абстрактные акварели. Уголок картин Кандинского, посвященных супруге Нине Кандинской, располагается в третьем зале, здесь же находятся и её талантливые работы. Место выставки — Государственный музей изобразительных искусств – выбрано не случайно, ведь именно здесь Василий Кандинский впервые встретился со своей будущей женой.

V. Spivakov collection of popular german print at V. Kandinsky exhibition

Экспозиция включает работы Кандинского, находящиеся в разных музеях и частных коллекциях. Так, Государственный Русский музей предоставил работы В. Кандинского «Амазонка с голубыми львами» (1918), «Амазонка в горах» (1918), а Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых предоставил картины «Беспредметная композиция» (1915), «Эскиз композиции “Красное с черным”» (1915) и др.

Культурно-политический журнал «Э Вести» попросил прокомментировать выставку крупнейшего специалиста по творчеству В. Кандинского, заведующую Отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталию Борисовну Автономову.

Nataliya Avtonomova, State Fine Art Museum

ЭВ: Наталия Борисовна, скажите, пожалуйста, насколько Кандинский актуален сегодня?

Наталия Автономова: Это всемирно известный и очень значимый художник, первооткрыватель абстрактного направления. В России он стал классиком. Было время, когда, в силу идеологических моментов, он считался достаточно сложным для восприятия художником. Тогда он был не вполне воспринимаемым, и нечасто его работы демонстрировались публике. В данный момент это признанный классик, поскольку школа авангарда на сегодня уже сложилась.

ЭВ: Творчество В. Кандинского понимали в других странах?

Наталия Автономова: Он имеет огромный авторитет в Германии. Не было случайностью, когда он в 1921 году получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в Баухаус. Его вызвал на беседу Карл Радек и посоветовал обязательно принять это приглашение. Он был послан в Германию как представитель нового государства для налаживания связей с Германией.

ЭВСохраняется ли сегодня его актуальность как художника?

Наталия Автономова: Да, конечно. Все американское послевоенное абстрактное искусство базируется на произведениях Кандинского. Эта техника сейчас очень актуальна, и очень многие обращаются к ней. В этой технике интересен эффект свечения, который возникает при преломлении света в стеклянной основе.

ЭВ: Насколько его «стеклянные» работы своеобразны, и несут ли они в себе что-то русское?

Наталия Автономова: Это единые образы, которые привлекали внимание художников и в Германии, и в России. Но стиль модерн имеет свои национальные особенности в каждой стране, поэтому они все равно несут в себе некое русское новшество. При этом важнее, что работы, созданные в 1903 году и картины, созданные 1917 году, — безусловно, отличаются. Есть вещи, которые написаны им в ранние годы творчества в Германии, есть прекрасная стена в Ленбаххаусе, где выставлены его работы на религиозные темы. Образы одни и те же, но уже трансформированные. То есть, когда Кандинский прошел абстрактную стадию, он стал более свободен, т.к. он поднялся на более высокий уровень с точки зрения профессионализма.

ЭВ: Василий Кандинский был католиком или православным, по его увлечениям можно предположить и то, и другое?

Наталия Автономова: Конечно, здесь соприкасаются религия и культура. Во всяком случае, он был человеком православным и Святой Георгий имел для него духовное символическое значение. Кроме того, в том зале, где представлены работы Нины, есть вазочка с цветочком, где на оборотной стороне написано: «Милому Васику в день его именин. 15 июля 1918 года». Это день Василия. 

ЭВ: Много ли осталось наследия Кандинского в России?

Наталия Автономова: В России представлено много вещей В. Кандинского. Будучи председателем Государственной закупочной комиссии (Прим. ред. — Музейного бюро Отдела ИЗО) по созданию музея современного искусства в 1918-1920 гг., он закупал в том числе и свои произведения, и  музеи открывались по всей России. Произведения посылались в российские города с целью создания музеев современного искусства. Там были не только работы Кандинского, но и картины других авангардистов, очень интересная концепция. В 1989 г. была организована его первая выставка в России, и мы собирали картины со всей страны. 

Выставка будет работать с 20 декабря 2016 г. по 2 февраля 2017 г.

Источники: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку