Здоровье

Телемедицина: обслуживание пациента по Интернету невыгодно

Телемедицина: обслуживание пациента по Интернет невыгодно клиникам

Согласно опросу, проведённому консалтинговой компанией Эрнст и Янг (Ernst & Young, EY), 56% россиян одобрительно относятся к дистанционному диалогу со врачом – телемедицине. Следуя за общими глобальными тенденциями, а рынок телемедицинских услуг растёт в среднем на 18-21% в год, в России регистрируется множество проектов-стартапов. Но не все способны выжить на этом не самом прибыльном направлении. Реалии телемедицины в России обсуждали эксперты бизнес-бранча ИД “Коммерсантъ” “Телемедицина в России: что нас ждет в 2018 году?”.

В целом, как заметил член экспертного совета Правительства РФ Владимир Гурдус, система здравоохранения России имеет те же вызовы, что и на глобальном рынке. В течение нескольких ближайших лет правительству предстоит создать единую информационную систему, где будут содержаться медицинские карты населения и с которой смогут работать врачи, консультирующие пациентов по сети Интернет.

Когда это будет создано, откроется возможность для удалённой первичной диагностики пациентов. На данный момент больной должен в обязательном порядке посещать врача – и последние понимают необходимость этого для адекватной диагностики. Оптимисты телемедицины полагают, что её потенциал – освобождение от визитов в больницу и поликлинику 70-75% пациентов, в особенности хронических больных.

Но до этого ещё очень далеко, или, по словам Сергея Гнеушева (“Сеть медицинских экспресс мини клиник”): “Это уже двадцать второй век. Система “удалённый врач – только пациент” потребует иного технологического уклада, и пока неясно, куда мы придём в двадцать втором веке: или к безврачебным онлайн клиникам, или к безврачебным персональным клиническим комплексам”.

Александра Орехович, замдиректора ФРИИ по правовым вопросам
Александра Орехович, замдиректора ФРИИ по правовым вопросам

Ясно одно: постепенно медицинский рынок сожмётся под натиском телемедицины, часть медицинского персонала заменят информационные решения, места множества медиков займут IT компании-партнёры клиник. Это уже происходит в мире. Передовым рынком телемедицинских услуг на данный момент являются США, где 5% корпоративных клиентов уже пользуются такими услугами.

С точки зрения потребителя телемедицинских услуг, создание единой базы медицинских карт и передача данных людей сети Интернет ставит проблемы не только безопасности данных и каналов их передачи, но и анонимности. На данный момент, как заметила Александра Орехович, замдиректора по правовым вопросам Фонда развития Интернет-инициатив (ФРИИ), анонимность исключается из возможностей телемедицины из-за требований регистрации пациента в системе ЕСИА.

Другая проблема телемедицины – уже с точки зрения врача – это требование оказания дистанционных услуг в оборудованном помещении. То есть, телемедицина не может осуществляться медиком на дому (и множество врачей понимают справедливость этого требования.

Третья проблема телемедицины в России – это убыточность большинства проектов. По словам председателя правления телемедицинской ассоциации (НТМА) Ивана Картовицкого, средние затраты на центр телемедицины в год составляют около 40 миллионов рублей. Себестоимость одного Интернет-приёма врача – примерно 850 рублей, включая стоимость труда разработчиков, медиков и других расходов на телемедицину. И сколько должен стоить визит ко врачу?

Принимая во внимание то, что на рынке телемедицинских услуг привлечение нового клиента оценивается в 1’000-1’300 рублей, Интернет-консультация не может стоить дёшево. Для многих граждан, особенно в регионах России, телемедицина может стать роскошью. Дешевле сходить ко врачу.

Но, несмотря на малую рентабельность проектов телемедицины и высокий риск, это направление в России по итогам 2018 года, по оценкам Дениса Юдчица (ООО Мобильные медицинские технологии), привлечёт 3 млрд рублей от пациентов (против 1 млрд рублей в 2017 году), а в течение 2-3 лет и вовсе вырастет до 9 млрд. Поэтому игроки рынка склонны искать пути закрепиться в этом растущем и безальтернативном с точки зрения будущего направлении.