Театр Вахтангова предложил новое понимание Ромена Гари

Театр Вахтангова предложил новое понимание Ромена Гари

Театр Вахтангова решил напомнить зрителям об уникальном явлении поколения 1960-х – дважды лауреате Гонкуровской премии по литературе писателе Ромене Гари. В его яркой биографии, включающей в себя связь с «Чёрными пантерами», борьбу с расизмом, два неординарных брака и самоубийство на взлёте славы, режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек заинтересовалась истоками его творчества, прежде всего, лежащими в недрах семьи.

Ромен Гари (Роман Кацев) – еврейский эмигрант во Франции, родившийся на территории Российской империи в мае 1914 года, первые свои пять лет прожил в Москве. Здесь он попробовал ржаной хлеб и солёные огурцы, и гастрономический патриотизм пронёс через всю свою жизнь.

Родители Романа не спешили покинуть страну, объятую революцией, но в 1925 году всё же уехали за границу — сначала в Польшу, затем во Францию, где будущий писатель жил начиная с 14-летнего возраста, став неотъемлемой частью французской культуры.

Как своему приезду сюда, так и головокружительной творческой карьере он был обязан во многом своей матери – Мине Иоселевне Овчинской. Актрисе, которая верила в гениальность сына и побуждала идти всегда вперёд. Ей, образцовой еврейской маме, сын посвятит один из самых задушевных своих романов – «Обещание на рассвете», где выведет её под именем Нины Борисовской.

К этому произведению и обратились вахтанговцы, предложив своё понимание Ромена Гари через призму его взаимоотношений с матерью.

Премьера спектакля «Обещание на рассвете» в Театре им. Вахтангова
Премьера спектакля «Обещание на рассвете» в Театре им. Вахтангова

«Мама Гари, – делится исполнительница главной роли Анна Дубровская, – конечно же, была другим человеком. Я предлагаю собственную интерпретацию этой странной и противоречивой женщины, сильно любящей своего ребёнка, неимоверно трогательной, авантюристки. Она сильная, но в то же время беззащитная и слабая.

Она верила, что её сын гениальный. Она не представляла себе, что может быть по-другому. Она безумно любила и верила, что Роман — выдающийся человек. Она искала предназначение сына в музыке, балете, живописи, где угодно. Она искала, в чем он должен выразиться, на каком поприще он станет большим и великим. И при этом представляла себя с ним как единое целое. Такой подход, конечно же, травмирует ребёнка, и Гари был травмирован такой мамой и такой любовью. В этом романе герой говорит, что такой любви, которую дала ему мама, он не смог больше найти: «Самые нежные и прекрасные руки обнимают меня, но ты понимаешь, что это совершенно не то. Ты умираешь от жажды у каждого фонтана».

В Вильно, на улице Большая Погулянка, в доме шестнадцать, жил господин Пекельный…
В Вильно, на улице Большая Погулянка, в доме шестнадцать, жил господин Пекельный…

Самая сильная любовь может и уничтожить. Автор же покончил с собой! Это огромный грех матери Ромена Гари, её ошибка, но она не могла по-другому… она такой человек».

Прочтение образа Нины Борисовской – это необычайно интересная сценическая интерпретация, которая будет любопытна как знатокам творчества Ромена Гари, так и тем, кто мало знаком с ним. И к тому же это потрясающее перевоплощение .

Впрочем, Анна Дубровская широко известна своими актёрскими возможностями, она – звезда Театра Вахтангова. А вот её партнёр Григорий Антипенко, воплотивший образ Гари, как театральный актер знаком, наверное, немногим. Его роль Андрея Жданова, главы модного дома «Зималетто» в сериале «Не родись красивой», была настолько яркой, что этот глянцевый образ стал ассоциироваться с самим Григорием, помещая его в рамки одного актерского амплуа.

Анна Дубровская (мать Гари)
Анна Дубровская (мать Гари)

Но когда вы видите его на Симоновской сцене… все шаблоны мгновенно исчезают. Тут нет и намека на того сериального Жданова – здесь у Гари своя походка, своя пластика движений, своя речь, свой характер. Антипенко составил очень сильный дуэт с Анной Дубровской. Собственно, как призналась режиссёр Лейла Абу-аль-Кишек, спектакль и ставился специально под Григория, способного раскрыть личность такого сложного и противоречивого человека как Ромен Гари. Конечно, в собственном прочтении.

Григорий уверен, что мать и сын дополняли друг друга, а их сильная взаимозависимость была обусловлена обстоятельствами. «Я думаю, что в какой-то момент Ромен Гари присвоил себе обещания, данные матери, – рассказывает он. – До какого-то момента это было чуждо ему и её желания превалировали над его подлинными интересами. Но ничего случайного не бывает. Мать и сын естественно дополняют друг друга, соответствует друг другу. Я допускаю, что всю свою жизнь Гари был тонкокожим и неуверенным в себе человеком. И мать инстинктивно, на интуитивном уровне начала выстраивать его судьбу, взяла на себя функцию его становления как мужчины. Если бы у него был другой характер, она не имела бы такого влияния. Мне очень созвучен этот персонаж. Поэтому я ничего не придумывал – я тут отчасти исповедуюсь».

Анна Дубровская в спектакле «Обещание на рассвете»
Анна Дубровская в спектакле «Обещание на рассвете»

Наблюдать за игрой этих двух людей, воплощающих такое прочтение образов сына и матери, очень интересно. Это меняет привычный образ Ромена Гари – спонсора «Чёрных пантер».

Единственное, что остаётся абсолютно незыблемым в любом прочтении – это вера Мины Иоселевны в великое предназначение единственного чада. Вера, которая привела Романа Кацева ко всем высоким постам, которые ему пророчила мать – он стал военным, генеральным консулом Франции и знаменитым писателем. Гонкуровскую премию, которую присуждают авторам лишь один раз, Кацев умудрился получить дважды – одну как Ромен Гари, а другую – как Эмиль Ажар (наиболее известные псевдонимы писателя).

«Обещание на рассвете», пожалуй, самый известный роман Гари. И хотя высшую премию по французской литературе писателю дали не за него, но он ещё может стать объектом награды. Это тот случай, когда его нужно отличить за роли в спектакле.

Анна Дубровская (мать) и Григорий Антипенко (Гари)
Анна Дубровская (мать) и Григорий Антипенко (Гари)
Анна Дубровская (мать)
Анна Дубровская (мать)
«Обещание на рассвете» в Театре им. Вахтангова
«Обещание на рассвете» в Театре им. Вахтангова
Григорий Антипенко (Гари)
Григорий Антипенко (Гари)
Григорий Антипенко (Гари) в спектакле «Обещание на рассвете»
Григорий Антипенко (Гари) в спектакле «Обещание на рассвете»
Мать верила, что Роман станет великим человеком
Мать верила, что Роман станет великим человеком
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку