Театр

Театр Вахтангова показал новую пьесу по Олегу Зайончковскому

Sergeev i gorodok

В сентябре 2017 года театр имени Евгения Вахтангова провёл премьерный спектакль по пьесе Олега Зайончковского – это первая премьера в новом сезоне. Пьеса носит название “Сергеев и городок” – то же, что и одноимённый роман писателя. Постановку осуществила Светлана Землякова, в роли Сергеева – Максим Севриновский, пришедший в Вахтанговский театр в 2012 году.

Олег Викторович Зайончковский (род. 1959), хотя и стал известным писателем, имеет техническую профессию. По собственному утверждению, писательские способности развил ради любимой жены Наташи, посетовавшей на то, что её муж – человек дворянского происхождения – работает слесарем на оборонном предприятии, испытывая двигатели для ракет. Автор романов “Петрович”, “Счастье возможно” и “Сергеев и городок”, за два последних получил премию “Русский Букер” как лучшая книжная новинка 2004 года и премию “Большая Книга”.

Олег Зайончковский в пьесе делится впечатлением о жизни небольших городов, которую он знает не понаслышке. Писатель родился в Самаре, затем его семья жила в Волгограде и на Урале, в настоящее время Зайончковский обосновался в подмосковном Хотьково. В пьесе мы видим бытование никому не нужных простых людей, которые переживают обычные бытовые события и напрочь лишены высоких чувств и сильных страстей. Даже криминал в их жизни происходит по глупости, ни в ком не вызывая ярости и желания мести. Подумаешь, размозжили топором голову…

Ближе к финалу такая жизнь провинциалов получает словесное определение “растительная жизнь”. “Смысл их бытия видимо в том, чтобы стать удобрением для земли, из которой произрастает новая растительная жизнь”, – комментирует режиссер спектакля Светлана Землякова. Вот, собственно, что мы видим на сцене. Беспросветную жизнь в серых тонах, лениво-небрежные диалоги и монологи героев.

По тональности спектакль соответствует поколению людей потерянного позднего советского поколения, воспитанного на песнях Высоцкого и группы “Крематорий” – вспомним хотя бы “Мы живем для того чтобы завтра сдохнуть” последних. Наверное, особая заслуга Олега Зайончковского и Светланы Земляковой состоит в том, что пьеса “Сергеев и городок” при этом напрочь лишена злости на жизнь, которая принимается в её бессмысленных форматах со смирением.