Театр У Никитских ворот выступил против тиранов

Истребление тиранов в театре У Никитских ворот

«Истребление тиранов» — новое произведение, вышедшее из мастерской Марка Розовского, покорило сердца зрителей. Оно не могло не покорить зрителей, так как тема, поднятая авторами произведения, не только актуальна и остра, а жизненно необходима в условиях тотального отказа от свободы в эпоху пандемии коронавируса.

Жизнеутверждающее произведение заканчивается манифестом русской демократии одой «Вольность» — главным произведением «нашего всего» — Александра Сергеевича Пушкина. Даже если бы не было этого произведения (это трудно предположить), всё равно Пушкин своей фигурой, своим творчеством, своим «Я» олицетворял отношение к природе вещей.

Поэт, хоть и попал в Царскосельский Лицей в 14-летнем возрасте благодаря родственным связям (дяда поэта был лично знаком с Михаилом Сперанским — восходящей звездой на романтико-идеалистическом небосклоне зарождающегося российского конституциализма и парламентаризма) и закончил его 33-м с конца из 36 его выпускников, но стал выразителем своего поколения, своей страны и свобобы.

Что и говорить, кто из нас читает и перечитывает сегодня «Оду к Вольности», которую мы все были обязаны учить наизусть в школе в рамках курса Отечественной литературы? Подумайте, как серьёзно, остро, выпукло и масштабно звучит стих нашего вечного пророка! Но это слово Пушкина было услышано в его собственную эпоху немногими, немногими его слова слышны и сегодня. Но в том-то и величие слов о том, что в России поэт — больше, чем поэт, так как Пушкин — до сих пор олицетворение отношения свободомыслия к правопритеснению.

Истребление тиранов в театре У Никитских ворот
Царь Борис в исполнении Владимира Давиденко

Спектакль Марка Розовского состоит из двух частей, которые мысленно можно разделить на две смысловые половины. Одну мы условно назвали бы «Судьба тиранов» — самых жутких в истории человечества, которые повинны в кровопролитии, детоубийстве, массовых репрессиях и т.п. Среди наиболее одиозных фигур перечисляются такие тираны-шалуны как Нерон, Ричард III, Наполеон, Гитлер и явные намёки делаются на некоторых пламенных вождей из самой негустонаселённой, но самой обширной по территории страны в мире.

Вот только великие писатели и поэты мира (Светоний, Пушкин, Шекспир и другие) не уставая писали об их жалком конце, о бесславной мучительной смерти, о том, что их и их потомков ждёт справедливое возмездие за совершённое зло. Наслаждаясь абсолютной властью, они склонны забывать о том, что есть Высший суд, которого никому не удаётся избежать. Тираны мира, трепещите!

Вторая часть пьесы заставляет зрителя и смеяться, и плакать; и радоваться, и страдать, слушая текст Достоевского из «Бесов» или Чуковского из «Тараканища». Это рассуждения о зарождении тираний и их последствиях.

Неблагодарное это дело — говорить о чём-то, что все остальные не видели. Ты невольно берёшь на себя колоссальную ответственность, передавая другим свои впечатления, которые, безусловно, всегда чрезвычайно субъективны.

Истребление тиранов в театре У Никитских ворот
Отрывок из Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха»

Лично мне очень понравился кусок из Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха». Очень удачный текст и великолепно препарированный тремя великолепными актёрами: Юрием Голубцовым, Владимиром Давиденко и Валерием Толковым. Но так как текст глубоко национален (речь шла об одном из известных латиноамериканских диктаторов), попытка интернационаизировать текст не в полной мере удалась.

Ведь автор пьесы вправе внести в редакцию правку и расставить нужные ему акценты. Да, девственность текста всегда следует соблюдать, но что делать, если он не «ложится» в нужное русло и нет от него необходимой отдачи? А ведь замысел-то был правильным — показать диктатора и его «шалости» во всём их одиозном масштабе.

В целом, спектакль не только получился, но даёт представление любому здравомыслящему человеку о масштабах трагедии, которая постигает его, когда он живёт в одной из стран, где заправляют подобные «шалуны».

На мой взгляд, правильно делает автор пьесы — незаурядный режиссёр и мыслитель, не останавливаясь специально на российском полустанке — главной магистральной дороге борьбы с деспотизмом и людоедством, а обобщая мировой опыт тираний. Конечно, надо рассматривать Россию в купе и в контексте множества отклонений, которые мы наблюдаем в мире, и показать, что в России те беды, которые свалились на неё, не вызваны чисто национальными причинами выдающейся державы с прекрасным народом, неоднократно, правда, оболганном.

Театр У Никитских ворот справляется с поставленной задачей минимальными декорациями, но умелой игрой света и гениальной игрой актёров, переносящих зрителя из одной эпохи в другую, создавая коллаж образов из мировой истории и не теряя при этом величия литературной основы. Мы видим тиранов, мы общаемся с ними (предусмотрен и иммерсивный элемент) и вдохновляемся тем, что тираны не вечны и тирания всегда заканчивается.

Действительно, что является той самой «таракашкой» среди множества таракашек-тираний, о котором писал Корней Чуковский, которых в одночасье может съесть пролетающий мимо воробей?

Истребление тиранов в театре У Никитских ворот
Истребление тиранов в театре У Никитских ворот

Вот только Марк Розовский предупреждает о том, что поклонение тиранам — это единственное, что мешает предать их справедливому забвению и даёт возможность править нами всё новым и новым тиранам. Какая это важная, своевременная и смелая мысль, напоминать о которой — одна из важнейших задач искусства.

Премьера спектакля пройдёт в знаменательную дату — 21 декабря, когда некоторые поклонники Сталина будут праздновать его День рождения.

Фото взяты с официального сайта театра «У Никитских ворот». Фотограф: Анастасия Ентякова

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку