Театр Покровского в 46 сезоне споёт о Фриде, музе Троцкого

Ольга Тимофеевна Иванова, Руководитель оперной труппы Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского

19 сентября 2017 года открылся 46 сезон Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, славного редкими и неожиданными музыкальными постановками. Новый театральный сезон обещает быть плодовитым и порадовать зрителей четырьмя знаковыми премьерами.

Одна из них – опера «Фрида и Диего» Калеви Ахо (род. 1949), где по-своему и на современном языке обозначается тема столетия Октябрьской революции 1917 года. Постановка оперы будет осуществлена давним другом театра эстонским режиссером Арне Микком.

Вторая новинка репертуара – переосмысление и возобновление оперы «Дворянское гнездо» В. Ребикова (1866-1920). Этой постановкой театр предварит другую годовщину, ведь в 2018 году Россия широко отметит 200-летний юбилей И.С. Тургенева, роман которого лег в основу оперы.

Третья премьера – это целых три одноактных оперы чешского композитора Богуслава Мартину (1890-1959). Две сюрреалистические оперы «Слезы ножа» и «Ариадна», написанные в парижский период жизни композитора, сопровождаются третьей — «Комедией на мосту», написанной в 1935 году для радио по пьесе XVIII века. Сюжет прост: две враждующие сельские общины попадают в ловушку на мосту.

Четвёртой премьерой Театра Покровского станет «Луций Сулла», драматическая опера В.А. Моцарта (1791-1791), написанная композитором во время его последнего итальянского путешествия. Опера была поставлена в 1772 году, но современники посчитали её слишком длинной, с тремя балетными сценами. Но интерес к опере возобновился после 1923 года. Сюжет – преступление и раскаяние римского диктатора Луция Суллы, с последующим сложением им полномочий.

О том, что нас ждёт, каково настроение в Театре Покровского и с чем он вступает в свой 46 сезон культурно-политическому журналу «Э-Вести» любезно рассказала руководитель оперной труппы театра Ольга Тимофеевна Иванова.

ЭВ: Ольга Тимофеевна, в Театре Покровского новый сезон открывается с существенными изменениями, из театра ушел Михаил Кисляров. Как это повлияло на театр?

Иванова О.Т.: Вы знаете, было так много разговоров в прессе по этому поводу, но эти разговоры шли на уровне людей, которые редко бывают в нашем театре, мало знают его, и судят a propos – то есть, было бы неплохо, чтобы театр был режиссерский. Но театр закончил прошлый сезон премьерой, успех которой превзошел ожидания – моей постановкой «Турок в Италии» Россини. Я не думала, что публика будет настолько рада комической опере, а критика будет благосклонна.

Театр – это организм, в котором время от времени происходят какие-то изменения. Как говорили Ильф и Петров в «Записных книжках»: «Мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно». Театр бурлит, появляются новые спектакли, люди. Театр – это не картина, которая написана и висит на стене, это живое.

На самом деле, главное в театре осталось. Курс Б.А. Покровского остался прежним, намечен интересный репертуар. Наш музыкальный руководитель – Геннадий Николаевич Рождественский, мы очень гордимся этим и хотим ему соответствовать.

Геннадий Николаевич недавно написал книгу «Мозаики» и подарил её мне. Я в очередной раз удостоверилась, что это человек энциклопедических знаний. Он знает столько композиторов, дотоле не известных нам! У него тончайший вкус, который никогда не подведёт при выборе произведений.

ЭВ: Театр Покровского всегда делает интересные экспериментальные постановки, то, что не делают другие. Что особенного ждёт зрителей в 46 сезоне?

Иванова О.Т.: У нас всё новое. Во-первых, на ноябрь намечена премьера оперы «Фрида и Диего» Калеви Ахо. Композитор жив, он сейчас работает с Геннадием Николаевичем в Париже. Это никому не известная опера о Льве Троцком и Фриде Кало. В том, что это прекрасная музыка, можно не сомневаться, у Геннадия Николаевича тончайший вкус.

ЭВ: Вы приурочиваете «Фриду и Диего» к 100-летию революции?

Иванова О.Т.: Да, но опера не ставится специально, так совпало. Той же теме в театре посвящена постановка Синельникова «Бег», по Булгакову. Этой постановке уже несколько лет.

ЭВ: В 2018 году, как я понимаю, в театре будет премьера за премьерой?

Иванова О.Т.: В январе у нас будет возобновление «Дворянского гнезда». Это опера Ребикова, композитора второго эшелона, но созданная на интереснейший сюжет. Это одна из любимейших постановок Бориса Александровича Покровского, над которой он работал целый год. Мы возобновляем это сочинение на юбилейный фестиваль Покровского.

Дальше – ещё интересней. Весной у нас премьера никому не известных одноактных опер композитора Мартину: «Чем люди живы», «Слёзы ножа», «Комедия на мосту». Первая – по сюжету Толстого.

В конце сезона – малоизвестная опера Моцарта «Луций Сулла».

ЭВ: В каких форматах пройдут премьеры Театра Покровского? Будут ли это актуальные, концептуальные постановки, или традиционные?

Иванова О.Т.: На мой взгляд, подход в подразделении постановок на актуальные и традиционные порочный.

Театральное общество сейчас раскололось на две части. Первая предпочитает современное, актуальное, у которого нет нравственных преград и даже меняется замысел автора. Вторые говорят, мол, мы одеваем правильные костюмы и делаем только классику. И в том, и в другом случае это ошибочные суждения, потому что, если постановку делает талантливый, успешный режиссер как Черняков, поставивший недавно «Кармен», это одновременно и актуально, и соответствует замыслу автора.

Бывает так, что в постановке современные костюмы, майки, футболки, актёры полуобнажаются… но мезансцены я вижу те же, что были сто раз до них. В чём тут актуальность, в переодевании костюмов?

Если спектакль сделан талантливо, то он будет интересным. Поэтому у нас приглашены очень харизматичные режиссеры, Арне Микк, Юрий Александров, и это обязательно будет актуально для зрителя.

ЭВ: Что сегодня хочет зритель?

Иванова О.Т.: Наш зритель приходит на разные постановки, он разный. Одним больше нравится современная музыка, другим – классическая. Каждый находит свой интерес.

На оперу Ребикова, я предполагаю, придут пожилые люди, которые любят Тургенева. На Моцарта – своя определённая публика, любящая композитора. На «Фриду и Диего» пойдут те зрители, которые интересуются политикой, и обязательно придут все музыковеды, потому что они вообще не знают этого сочинения.

У нас маленькие дети лет шести по три часа не отрываясь сидят на опере «Бег». «Зачем же вы ребёнка ведёте на этот спектакль, — спрашиваю я. – А вот он хочет на «Бег». Есть у нас и такой зритель, которому понравится спектакль, и он будет ходить на него каждый раз.

Чем разнообразней наш репертуар, тем у нас будет больше зрителя, а он благодарный и думающий. И, по завету Бориса Александровича, наш театр создан для того, чтобы люди отсюда уходили с добром, становились чуть лучше, добрее.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку