Театр на Малой Бронной исследует, как любовь преодолевает застой власти

Театр на Малой Бронной исследует, как любовь преодолевает застой власти

В последние годы на сценах столичных театров появляется все больше и больше постановок, отсылающих зрителей к советской эпохе. Тут тебе и Довлатов с Ерофеевым, и Маршак с Дунаевским… Один театр и вовсе решил специализироваться на героизации советского наследия, выдавая по 20 премьер в год, как будто надеясь этим реанимировать давно умершую идеологию, кумирами которой были Павлик Морозов и русофоб Ульянов…

Одна моя знакомая однажды упала с большой высоты и разбилась «в фарш». Врачи собрали её по косточкам, а она не только выкарабкалась, но и вопреки всем прогнозам стала ходить и зажила обычной жизнью, сохранив веселый и неугомонный нрав. Встретив её на улице, никто никогда не подумает, что с ней могло такое произойти. Никто не сможет и осознать, чего ей это стоило.

Так и с Россией, которая в советскую эпоху перенесла не только физические, но и духовные увечья, хотя её «внешний вид» демонстрирует некую нормальность. При том, что её жизнь никогда не будет прежней.

Это не означает, что ничего хорошего в СССР не было. В советской стране, как и в нынешней России, были и есть люди, которые жили и любили, не взирая на политические режимы и экономические уклады. Любовь, здоровье, родители, дети, семья, взаимоотношения, личные ошибки, неудачи, преодоления и победы — это то, что сохранилось у всех россиян, к какому бы политическому лагерю они не принадлежали. Это то, что даёт людям силу преодолеть любой застой — как брежневский, так и путинский.

40-летний Дудочкин занимает низшее звено в «пищевой цепочке» советской многотиражки города Готэм
40-летний Дудочкин занимает низшее звено в «пищевой цепочке» советской многотиражки города Готэм

Тема выживания российской интеллигенции в брежневскую эпоху, которая имеет параллели с нынешним днём, была развита в пьесе Саши Денисовой «Бэтмен против Брежнева», представленной в качестве одноимённого спектакля в Театре на Малой Бронной.

«Нам говорят оттуда: «Живите, как можете. Хотите — мухлюйте, хотите — крадите, хотите — устраивайтесь по блату. Мы на все на это закрываем глаза. У нас с вами договор». Безработицы нет, а никто не работает. Никто не работает, а планы выполняются. Планы выполняются, а в магазинах ничего нет. В магазинах ничего нет, а холодильники полны. Холодильники полны, а все недовольны. Все недовольны, а голосуют ЗА. Поэтому мы и молчим, все понимаем, как мыши, но молчим».

Бэтмен здесь — это советский писатель и журналист Анатолий Дудочкин, о жизни которого рассказывает его повзрослевшая дочь Нюра, а художественную картину эпохи дополняют воспоминания бабушки Саши Денисовой и дневники Брежнева, благодаря которым тема беспросветного мрака бытовой жизни и естественной оппозиции к власти оттесняется и смягчается семейной сагой, её чувством любви и теплой иронии к происходящему.

Центральной фигурой семьи Дудочкиных - бабушка Клава. (Мария Шумакова - Лёля, Сергей Епишев - Толя, Александр Семчев - Клавдия Георгиевна)
Центральной фигурой семьи Дудочкиных — бабушка Клава. (Мария Шумакова — Лёля, Сергей Епишев — Толя, Александр Семчев — Клавдия Георгиевна)

Личностный пласт в спектакле есть у всех, сверху донизу. Брежнева играет чудесная актриса Ольга Лапшина, создавшая образ умного, мягкого, но безвольного Генсека, которому в силу возраста и здоровья давно хотелось уйти на пенсию, но «страшные люди» не дали.

Центральная история любви, быта и семейных перипетий в «Бэтмене против Брежнева» — это чувства инженера-проектировщика Лёли и писателя Толи Дудочкина.

В отличие от западного коллеги советского супергероя Брюса Уэйна — миллиардера, известного промышленника и филантропа, 40-летний Дудочкин занимает низшее звено в «пищевой цепочке» советской многотиражки города Готэм – он корреспондент, которого не посылают заграницу, не дают путевок в пионерский лагерь для ребенка или в санаторий для семьи. (На мой вопрос, был бы Бэтмен другим, живя в современной России, Саша Денисова прозрачно намекнула, что нет).

«Они были бедные дуралеи. У мамы был один кожаный пиджак, болгарский. У папы – одна шапка-ушанка на всю жизнь», – вспоминает Нюра (Александра Виноградова). Тринадцатилетнюю девочку воплотила Лина Весёлкина — актриса, таланту и мастерству которой я восхищаюсь каждый раз, как вижу её на сцене. Как она это делает, я не знаю, но такое вживление в роль поразительно. Я вам клянусь, что для превращения в девочку она смогла даже уменьшить свой рост!

Ольга Лапшина в роли Леонида Ильича Брежнева
Ольга Лапшина в роли Леонида Ильича Брежнева

Как бы жила молодая интеллигентная пара, если бы не помощь и опека старшего поколения? Как сложился бы быт, если бы он не держался на пресловутой тёще — объекте советских сатирических рассказов?

Необычайно трогательный и смешной образ тещи супергероя Клавдии Георгиевны (бабушки Клавы) в спектакле создал блестящий актер – Александр Семчев, сумевший передать всю противоречивость этого русско-советского феномена: они и ворчат, и любят, и заботятся о внуках, и достанут «из-под полы» карпа зеркального… А после развода трудно даже сказать, кого они больше любят – свою дочь или бывшего зятя.

«Хотя изначально образ бабушки Клавы основан на воспоминаниях Саши Денисовой, он превратился в собирательный образ бабушек и тещ – говорит Александр, рассказывая о прототипе своей героини. – У меня тоже была бабушка, и у меня была не одна теща».

Советский Бэтмен не был миллиардером.
Советский Бэтмен не был миллиардером.

Так что, несмотря на бытовые трудности, Лёля, Толик, Нюра и бабушка Клава любят друг друга и живут дружно и счастливо, пока Бэтмен не начинает совершать подвиги, обретая известность. Тогда им начинают интересоваться не только «органы», но даже сам Леонид Ильич Брежнев и популярная ведущая программы «Ищу героя» Лика Кувшинова, которая находит в нём родную душу. и идеал мужчины.

«Живешь, живешь. Бегаешь, что-то урываешь, выгрызаешь. Делаешь, что не нравится, потому что так надо. И вот тебе уже тридцать пять. И все. Ну, по большому счету, что хотел, добился. А в душе, не то чтобы пусто, а просто чего-то нет. И тут появляется мужчина. Он будто свалился с неба. Ты таких никогда не видела. А видела я многих. И он что-то такое делает невероятное, что-то такое себе позволяет, что никто не может. И ты испытываешь внутри дикий восторг, как в детстве, когда в твоем микрорайоне зажигали елку. И эту елку зажигали только для тебя. И ты понимаешь – это он, и что он для тебя, а ты для него. Вы с ним одной крови. И никто, никто не поймет его лучше меня».

Этот монолог разлучницы неподражаем в обоих составах (Лику Кувшинову играют Лина Миримская и Екатерина Варнава). Если у последней это жесткая фактурная женщина-кошка, то у Миримской наоборот – нежная, но со стержнем, с мягким южным приятным говорком. Обе воплощают ожидание супергероя в обществе и олицетворяют надежду на то, что любовь никогда не покинет этот мир.

Так благодаря поставленным темам сам «Бэтмен против Брежнева» превращается в назревшее размышление, актуальное во времена, когда общество находится в ожидании перемен. И всеми своими сюжетными линиями он предупреждает о том, что возвращаться в СССР не стоит. Главное — сохранить умение любить. Умение, спасающее во времена любых застоев.

Екатерина Варнава - женщина-кошка
Екатерина Варнава — женщина-кошка
Лина Миримская - телеведущая Лика Кувшинова, она же женщина-кошка
Лина Миримская — телеведущая Лика Кувшинова, она же женщина-кошка (слева)
Лина Веселкина - 13-летняя Нюра, Александр Семчев - бабушка и тёща
Лина Веселкина — 13-летняя Нюра, Александр Семчев — бабушка и тёща
Мария Шумакова - Лёля, Александр Семчев - Клавдия Георгиевна, Лина Веселкина - маленькая Нюра, Дмитрий Куличков - Толя Дудочкин
Мария Шумакова — Лёля, Александр Семчев — Клавдия Георгиевна, Лина Веселкина — маленькая Нюра, Дмитрий Куличков — Толя Дудочкин
Александр Семчев - бабушка и Ольга Лапшина - Леонид Ильич
Александр Семчев — бабушка и Ольга Лапшина — Леонид Ильич
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку