Театр

Агнесса Петерсон – браво, браво, браво!

Театр: Агнесса Петерсон - браво, браво, браво

Не принято в театральном мире хвалить одного человека, когда видишь спектакль, где в действии участвовало несколько актёров. Но дело в том, что я хочу рассказать о явлении, имя которому – Агнесса Петерсон.

Я не буду говорить ни об удивительном искусстве донести тонкие звуки мелодии души персонажа, пафос и содержание авторского текста, передать очарование литературной основы, задачи драматургии до зрителя. Я сегодня хочу говорить то, о чём хочу.

15 февраля 2019 года в театра С.А.Д. прошла премьера пьесы, названной в честь потерянного рая – “Аркадия” режиссера Владимира Киммельмана. Хотя в основу спектакля легла тема пьесы Колина Хиггинса, актёрский коллектив во главе с актрисой Агнессой Петерсон, исполнившей главную женскую роль 79-летней графини Мод, вместе с режиссёром творчески переработал образы первоисточника.

Явление под названием Агнесса Петерсон – это тема не только традиционной школы русского театра (в данном случае, вахтанговской школы), эта тема шире, масштабнее и значительнее – это тема человеческого identity.

Честно говоря, я плохо был знаком с творчеством автора пьесы – Коллином Хиггинсом. Но дело даже не в пьесе, и не в задачах режиссера, которые были блестяще воплощены в этой изысканной групповой работе, где все пять актёров сумели блеснуть всеми яркими гранями своих неординарных актёрских качеств. Дуэт Агнессы Петерсон и Кирилла Рубцова, воплотившего образ Гарольда – это редкая удача режиссера, которая позволила ему выйти за пределы маленькой сцены театра С.А.Д. и достичь симфонического звучания в камерном пространстве.

Но я хотел бы говорить сегодня, пожалуй, о самом главном, что ищет сегодняшний зритель (поверьте, во всех пьесах и во всех постановках), и что он нашёл в “Аркадии”. Зритель жаждет увидеть чувство человеческого достоинства и способ, ресурс, как сохранить свою собственную человеческую индивидуальность.

Как сказал мне известный критик – специалист по современной английской прессе: “Я ищу любую возможность быть оригинальным даже там, где в этом и нет необходимости”. Однако я возражаю и говорю: “Нельзя, глядя на игру Агнессы Оскаровны Петерсон, не восторгаться, не преклоняться перед талантом этого человека быть каждый раз самой собой, и при этом играть роли разных персонажей: от Сары Абрамовны в “Бабе Шанель” Коляды до графини Мод в пьесе по Коллину Хиггинсу в постановке Владимира Киммельмана.

О чём идёт речь? Речь идёт о ярком даровании традиционной русской школы, на которое каждый раз хочешь ходить, как если бы ты каждый раз пил драгоценное вино из кладовых Карла Великого, каждый глоток которого даёт новый вкус, но при этом остаётся всё тем же знаменитым “Бургундским”.

Мой восторг и мой преклонение преклонение перед диамандами старой русской театральной школы безгранично. Я сам в большой мере производное от него, поскольку на нём и воспитан. Но каким было моё изумление и восторг, когда я увидел, что представители этой бриллиантовой россыпи продолжают украшать сегодняшние постановки самым блистательным и ярким образом!

Одним словом, моё повествование – это ода радости, это 9-я Симфония Бетховена, которую не выразить словами, ни даже стихами. Его невозможно выразить и чувствами – не буду и силиться.

В наше время радует не всегда радостное во всех его проявлениях – радость всегда неизменна, она всегда связана с не покидающим нас чувством оптимизма в отношении завтрашнего дня, связанного с очень простой идеей, высказанной, кажется, незабвенным Фёдором Михайловичем: “Жизнь и без смысла прекрасна сама по себе”.

Но когда рядом фигуры такого масштаба и дарования, такой по-настоящему человеческой скромности и достоинства, как Агнесса Петерсон – поверьте, жизнь становится осмысленной и по-настоящему оптимистичной, так как искусство А.К. Петерсон – это искусство, напоминающее, что каждый из нас – это не просто тварь Божия, а это любимое дитя Бога и целый Космос.

Единственное, что хочется сказать об этой пьесе по существу – это что графиня, которую играет Петерсон, делает невозможное: она не только возвращает к жизни потерянное человеческое существо – Гарольда, она через возвращение ему человеческого достоинства “возвращает к жизни” всех сидящих в зале.

Спасибо Вам, дорогая Агнесса! Посылаю Вам свои воздушные поцелуи и пусть они, по мановению волшебной палочки, превратятся в те замечательные огромные букеты ярких лиловых роз, которые Вам вчера дарили зрители в промышленных масштабах…

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники
Yandex-News